Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Компьютерная поддержка

Компьютерная поддержка самостоятельной работы студентов

Важным умением будущего учителя математики является умение разрабатывать и реализовывать проекты изучения дидактических единиц содержания школьного курса математики: определений понятий, теорем, правил, ключевых задач. Подготовка студентов Нижегородского педуниверситета к работе с дидактическими единицами осуществляется на лекционных и лабораторных занятиях по курсу «Теоретические основы обучения математике», однако при этом ведущая роль принадлежит преподавателю. Для того чтобы действительно сформировать какое-либо умение, обучаемый должен выполнить все действия полностью самостоятельно. 

Поэтому в качестве домашнего задания каждой паре студентов предлагается выбрать из школьных учебников математики определение некоторого понятия, теорему и правило, провести их логико-дидактический анализ и спроектировать соответствующий фрагмент урока.

Методическая система обучения математике разработана кафедрой ТиМОМ Нижегородского педуниверситета в системе развивающего обучения; для студентов этот материал чрезвычайно сложен, и он зачастую входит в противоречие с имеющимся у них опытом, который был приобретен ими за время обучения в школе. Во время лекционных и лабораторных занятий студенты не могут осознать всех тех проблем, которые раскрывает преподаватель. Необходимо многократное представление материала на самых разных примерах.

Нами предпринята попытка разработать две компьютерные программы, одна из которых посвящена технологии работы с определением понятия, а другая – технологии работы с теоремой. Цель этих программ – оказать студентам помощь в выполнении индивидуальных проектов, восполнить пробелы в знаниях, еще раз проработать этапы подготовки учителя к урокам по изучению соответствующих дидактических единиц. В соответствии с этим перед выполнением домашней работы экспериментальная группа студентов занималась по разработанным программам. Каждая программа состоит из двух блоков. При работе с первым блоком необходимо ответить на ряд вопросов, проводя тем самым логико-дидактический анализ определения понятия или теоремы. Второй блок содержит выводы из анализа и фрагмент урока, составленный с учетом предыдущей работы. И только после этого студенты экспериментальной группы приступали к выполнению индивидуальных проектов. В контрольной группе самостоятельную работу выполняли сразу после проведения лабораторного занятия.

Самостоятельная работа оценивалась по 10-бальной шкале. Приведем результаты выполнения студентами первой самостоятельной работы, посвященной проектированию изучения определения математического понятия.

Объявление:

Баллы

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

10

-

-

9

-

-

8

8%

17%

7

8%

42%

6

33%

17%

5 и менее

50%

25%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень выполнения индивидуальных проектов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Мы склонны объяснить это разнообразием форм представления материала и повышением интереса студентов, которое достигалось за счет использования компьютера.

По окончанию изучения двух тем: «Технология работы с определением понятия» и «Технология работы с теоремой» - с целью сравнения знаний студентов контрольной и экспериментальной групп была проведена контрольная работа, состоящая из 10 заданий. Эти задания условно можно разбить на три группы в соответствии с проверяемым уровнем усвоения материала. Задания первой группы предполагают воспроизведение теоретического материала, второй группы – осознания этого теоретического материала и применения его в знакомой ситуации, задание третьей группы носит творческий характер. Результаты контрольной работы отражены в таблице.

Задание

Справились с заданием

в контрольной группе

Справились с заданием

в экспериментальной групп

е

I уровень

1.

2.

3.

4.

 

80%

50%

42%

50%

 

100%

83%

83%

80%

II уровень

1.

2.

3.

4.

5.

 

50%

38%

29%

42%

17%

 83%

80%

67%

75%

63%

III уровень

17%

             54%

 

Таким образом, использование компьютерной поддержки при обучении студентов технологиям работы с дидактическими единицами позволяет повысить интерес студентов к методике математики и улучшить результаты выполнения индивидуальных проектов. Особое значение имеют разработанные программы для студентов заочного отделения.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >