Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационные технологии для студентов

Конструирование и реализация учебно-методического комплекса по курсу «информационные технологии в естественнонаучном образовании» для студентов бакалавриата по профилю химия

Автор: Марков Д.М.

Совсем недавно основным источником знаний являлись книги и опытные преподаватели. Сегодня в получении новых знаний и экспериментальной работе человеку могут оказать помощь компьютеры. К сожалению, не все сегодня в полной мере используют уже то, что накоплено опытом в области информационных технологий, и для многих компьютер остается только лишь современной печатной машиной. Возможно, появившийся интерес в девяностые годы истекшего столетия к компьютерным технологиям и использование ПК (персонального компьютера) в научном поиске или учебном процессе у некоторых специалистов угас из-за недостаточной мощности и производительности компьютеров того поколения, а также недостаточной базы программных продуктов. 

В настоящее время ситуация в области высоких технологий коренным образом изменилась и компьютер даже для многих школьников не является чем-то необычным, однако не всегда используется в прямом назначении, а именно для работы и учебы. Для студентов ситуация с использованием компьютера в работе и образовательном процессе намного сложнее.
В соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) студенты естественно-географического факультета должны в течение первых двух курсов изучать основы информатики. Многие из них раньше даже не были знакомы с самыми примитивными приемами работы на компьютере, другие, напротив, уже используют его активно, в том числе и в образовательных целях. Среди многих первокурсников есть те, у которых не было информатики в школе или она преподавалась не на должном уровне. В основном это выпускники сельских школ. Возникает сложная ситуация, когда уровень подготовки совершенно разный, а на выходе все студенты должны быть достаточно подготовленными к использованию компьютера в образовательных и научных целях. Однако, даже освоив азы информатики, они еще не представляют, как именно компьютер может быть использован в качестве инструмента интеллектуального труда. Поэтому на четвертом курсе бакалавриата курс «Информационные технологии в естественнонаучном образовании» призван показать студентам многосторонние направления использования ПК в своей научной и учебной работе.

Необходимо отметить, что за небольшой период, всего за три учебных семестра, после экзамена по информатике, студенты успевают забыть, как работать на компьютере, но уже с первых двух занятий основные навыки возвращаются.

Поскольку дисциплина новая и отсутствуют методические рекомендации и разработки, возникает необходимость в конструировании учебно-методического комплекса для этого курса, в который следует включить практикум в помощь студенту, словарь терминов, используемых в информационных технологиях, а также задания для аудиторной и самостоятельной работы. Вся эта работа должна способствовать тому, чтобы студенты на выходе могли не только четко представлять, как работать на компьютере, но и эффективно использовать его в учебных целях и в образовательном процессе в будущей профессиональной деятельности.

Поэтому конструирование начинаем с постановки целей. Цель данного курса: дать будущим учителям химии знания и умения, необходимые для интенсивного обучения учащихся с использованием информационных технологий; повысить уровень их методической подготовки по организации и проведению уроков по химии.

Объявление:

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: развитие общих навыков работы на компьютере, работа с текстовыми и графическими редакторами, работа со специальными химическими программами, подготовка студентами заключительной итоговой работы предназначенной для проведения уроков по химии и контроля знаний учеников с использованим компьютерных технологий.

Таким образом, курс «Информационные технологии в естественнонаучном образовании» должен включать три раздела:

-    общая теория, развитие умений работы за компьютером;
-    работа с приложениями и программами как общими, так и химическими;
-    разработка и создание студентами учебно-методического пакета по химии, предназначенного для учеников средней школы с использованием компьютерных технологий.

Проведение занятий на четвертом курсе бакалавриата естественно-географического факультета в 2005/2006 учебном году показало, что данная структура курса приемлема и отвечает поставленным целям, но для совершенствования необходим дидактический и методический аппарат, система понятий и инструкций к действию. Поэтому следующей нашей задачей является создание методических рекомендаций и практикума со словарем терминов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >