Мультимедиа в обучении |
Мультимедиа в обучении русскому языку как иностранномуАвтор: Новикова Т.С.Одним из эффективных направлений совершенствования и развития методов преподавания русского языка как иностранного (РКИ), позволяющих интенсифицировать процесс обучения, является использование достижений в области мультимедиа технологий, открывающих широкие возможности обработки текстовой, звуковой и графической информации. Последние годы характеризуются все возрастающим интересом лингвистов к созданию и использованию в практике преподавания языков компьютерных обучающих программ. Одной из наиболее актуальных задач в этой области, безусловно, является создание автоматизированных систем, позволяющих овладеть навыками грамотного русского письма. Новые возможности компьютерного обучения ставят многочисленные проблемы перед создателями компьютерных программ. Среди них выделяют следующие: оптимальное сочетание учебного (практического) и справочного (теоретического) материала, объем как всего курса, так и отдельных учебных модулей, проблема обратной связи в компьютерных обучающих программах, моделирование процесса получения экспертной оценки, возможность сочетания обучающей и тестирующей направленности в курсе. При выборе учебного комплекса по русскому языку для изучения как иностранного следует полагаться на следующие принципы построения курса: 1. Коммуникативный принцип обучения как основа учебника и компьютерного курса русского языка для начинающих. При отборе компьютерных средств обучения (КСО) изучаются возможности мультимедиа, проблемы методической целесообразности их использования в соответствии с поставленными задачами. Объявление: Преподаватель должен знать способы управления работой обучаемого в гипертекстовой учебной среде, умело пользоваться методическим аппаратом на базе гипертекста. Для успешного применения КСО в своей профессиональной деятельности не обойтись без выработки критерия оценки результатов обучения, средства контроля освоения учебного материала и процедур их применения. Занятие с применением компьютерных обучающих материалов должно быть с методической стороны проработано, и в процессе обучения использоваться различные типы его проведения: лекция-презентация, формирование практических навыков, диагностическое тестирование, домашнее задание, контроль. Одна из закономерностей методики обучения иностранному языку гласит: изучение его должно основываться на развитии у обучающихся слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме (И.В.Рахманов). При обучении аудированию каждый обучаемый должен получить возможность слушать иностранную речь. В соответствии с этим целесообразно использование всех функций мультимедиа проигрывателя (воспроизведение звука, запись собственной речи, замедленное вещание и т.д.). В качестве примера: программа «СПиЧ» («соотнеси письмо и чтение!») устанавливает соотношение между текстовым и звуковым файлами и реализует две функции: - прослушивание произвольно выделяемого на экране компьютера фрагмента текста, Возможность применения в расшифровке звуковых записей, постановке экспериментов по аудированию, презентации материалов, связанных со звучащей речью. Программа работает с текстовыми файлами в формате RTF и звуковыми файлами в форматах, воспринимаемых стандартным проигрывателем Windows Media Player. Преподавателю стоит отбирать и технологически прорабатывать те компьютерные программы, которые могли бы обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, интересов, склонностей. Другими словами, речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ с использованием учебного комплекса по русскому языку для начинающих. Существует курс «Русский с самого начала», основанный на методике изучения русского языка, разработанной в Центре Международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Данная методика позволяет выбрать удобный для обучающегося вариант обучения. Курс отличается высоким уровнем интерактивности. На всех этапах помогают компьютерные персонажи. Курс содержит 5 разделов: Фонетика, Грамматика, Ситуации общения, Аудирование и Чтение, а также знакомит пользователя с основными параметрами русской языковой системы. Средствами мультимедиа реализованы этапы тренинга, тестирования и контроля с комментариями на русском, английском, немецком или французском языках по выбору пользователя. Мультимедийное лингвострановедческое руководство "How to Survive in Russia" (компания «МедиаЛингва») может использоваться в качестве учебного электронного пособия в изучении русского языка. В пособии рассматриваются вопросы повседневной жизни в России и общения на русском языке, приведены типовые ситуации и живая разговорная речь. Изложение материала сопровождается большим количеством красочных иллюстраций, богатой справочной информацией. Для обеспечения дистанционного обучения электронный учебник должен предусматривать: - гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучаемого с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; Литература: 1. Овсиенко Ю. Г. http:// www.rudn.ru/fpkp / programs / program0112. html; |
< Предыдущая | Следующая > |
---|