Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационные технологии в изобразительном искусстве

Информационные технологии в преподавании изобразительного искусства

Автор: Оболенская О.Н.

В последние годы на наших глазах произошла информационная революция, затронувшая все сферы социальной, научной, производственной и культурной деятельности. Интернет стал неотъемлемой частью всех областей жизни человека. Технический прогресс диктует использование новых средств в образовании. Одним из приоритетным направлением в этой связи является информатизация образования, в том числе и совершенствование системы подготовки педагогических кадров.

Это перспективное направление в образовании направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, саморазвития личности. Компьютерные и интернет-технологии дополняют диапазон используемых традиционных средств и методов педагогической работы. Они открывают новые возможности в работе преподавателя, позволяя решать различные образовательные задачи, открывая новые творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала, расширяя виды учебной деятельности для студентов (поиск информации по предмету в Интернет и ее обработка), позволяют использовать на занятии современные технические средства: CD диски по предмету, обучающие программы, тесты и пр.

Использование возможностей интернет-технологий – это расширение информационной образовательной среды, интерактивный информационный обмен, поисковая деятельность и пр. В Интернет ведется общение и обмен опытом преподавателей разных учебных дисциплин, к сожалению, «изобразительное искусство» как предмет преподавания не стал пока объектом активного рассмотрения и общения в Интернет. Однако нельзя не оценить в работе педагога возможности просмотра через Интернет  имеющегося в сети материала по проблемам преподавания изобразительного искусства: Федеральный портал «Российское образование», где в разделах «Электронная периодика» и «Электронная библиотека» можно познакомиться с рубрикой «Искусство и мировая художественная культура» и найти ссылки на ресурсы по проблемам изобразительного искусства; сайты Российского общеобразовательного портала МОРФ, НИИ общего и среднего образования РАО, на которых размещены методические материалы по авторским программам «Искусство», а в разделе «Виртуальный банк методических разработок» представлены конспекты тематических занятий по изобразительному искусству. Посещение через Интернет музеев, выставок, галерей и пр. становится естественной средой развития личности учащегося.

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей студентов.

Заслуживает внимание вопрос о месте и роли компьютерных технологий в традиционных формах вузовского учебного процесса. Важной формой вузовского учебного процесса остаются лекции. Отсюда, естественно, возникает проблема применимости компьютерных ресурсов и технологий в чтении лекционных курсов. Опыт чтения лекций по истории изобразительного искусства с применением компьютерных мультимедийных энциклопедий и телекоммуникационных технологий свидетельствует о том, что это позволяет использовать широчайшие информационные возможности современных компьютерных технологий в области создания и передачи разнообразной информации гуманитарного характера и сделать лекции более содержательными, эмоционально насыщенными, концептуально и логически строгими и, воздействующими не только на разум, но и чувства обучаемых.

Объявление:

На занятиях по курсу «История изобразительного искусства» с применением информационных технологий студенты анализируют стили, знакомятся с разными живописными течениями и творчеством великих художников, изучают виды и жанры искусства. Слайдовые презентации по темам занятий дают представление о композиции произведения искусства, особенностях авторской техники, цветовом решении, выделяя рассматриваемые фрагменты. Мультимедийные слайды позволяют показать принцип построения художественного произведения, архитектурной конструкции, орнамента более наглядно, динамично, зрелищно.

Несомненный интерес вызывают диски, содержащие не только богатый иллюстративный материал, но и текстовые учебные пособия по истории изобразительного искусства для студентов. Например, CD «Модерн» (М., ДиректМедиа Паблишинг, 2005) с репродукциями  произведений искусства в стиле модерн с подробной вступительной статьей, дополненной монографией С. И. Николаевой «Эстетика символа в архитектуре русского модерна».

По итогами изучения темы или раздела студенты выполняют творческие задания на компьютере в виде слайдовой презентации, что предоставляет студенту возможность экспериментировать, с различными вариантами изображения, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.

Одна из задач художественного образования – разностороннее развитие личности, ее творческих способностей, навыков самообразования, создания условий для ее самореализации. Применение компьютерной технологии в преподавании изобразительного искусства раскрывает практическую значимость изучаемого материала, давая возможность студенту проявить оригинальность, фантазию и творческие способности.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >