Информатизация дошкольного образования |
Принципы конструирования учебной программы спецкурса "Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением"Авторы: Сафонова О.А., Панова И.В.Развитие процессов информатизации и информационных технологий является приоритетной задачей современного общества. Важнейшей составляющей этих процессов выступает информатизация управления образовательными учреждениями, в том числе дошкольными. При этом информатизация управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) рассматривается как процесс его информационного обеспечения с использованием современных информационных технологий как управленческого ресурса. Этим обстоятельством продиктована необходимость формирования у руководителей дошкольных образовательных учреждений особого вида профессиональной компетентности - информационно-технологической. Особая роль в решении этой задачи принадлежит учреждениям высшего профессионально-педагогического образования, готовящим будущих руководителей дошкольных образовательных учреждений. Под информационно-технологической компетентностью руководителя дошкольного образовательного учреждения мы понимаем целостное образование личности, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ. Тщательный анализ научной литературы позволил обнаружить, что проблема формирования информационно-технологической компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения не являлась предметом специального исследования. Между тем на необходимость обеспечения готовности руководителей ДОУ к деятельности в условиях информатизации управления образованием обращают внимание исследователи проблем управленческой деятельности в системе дошкольного образования. Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности "Дошкольная педагогика и психология" изучение информатики и средств новых информационных технологий происходит в цикле общих математических и естественнонаучных дисциплин в рамках курсов "Математика и информатика", "Аудиовизуальные технологии обучения " и "Использование современных информационных технологий в учебном процессе". В курсе "Математика и информатика" студенты получают базовые знания и умения, единые для всех компьютерных пользователей: понятия информации и информационных процессов, принципы функционирования и основные устройства персонального компьютера, классификация программного обеспечения современного персонального компьютера, модели решения функциональных и вычислительных задач, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности. Курс "Аудиовизуальные технологии обучения " делает акцент на изучение мультимедийных средств обучения, типологии компьютерных учебных пособий, дидактических принципах их построений и на интерактивных технологиях обучения. Задачей курса "Использование современных информационных технологий в учебном процессе" является обучение будущих педагогов использованию возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий для более эффективной организации образовательного процесса. Анализ государственного образовательного стандарта в этом аспекте отчетливо показывает, что заложенные в нем знания и умения ориентированы лишь на общую подготовку педагога к использованию современных компьютерных технологий и совсем не адаптированы к будущей профессии выпускника дошкольного факультета вуза. Поскольку эти знания и умения отчуждены от процесса будущей профессиональной деятельности специалиста дошкольного образования, то есть все основания предположить, что выпускник педвуза не сможет продуктивно использовать информационные технологии в управленческо-педагогической деятельности. Это обстоятельство диктует необходимость поиска путей формирования информационно-технологической компетентности в условиях образовательного процесса вуза. Одной из форм функционирования образовательного процесса являются спецкурсы, которые проводятся на старших курсах обучения студентов. Спецкурсы обладают определёнными преимуществами, среди которых: - возможность "встраивания" ранее усвоенных знаний и умений в новые профессионально значимые смысловые контексты, что обеспечивает формирование ценностно-смыслового отношения к ним и осознанность их усвоения студентами, профессионально-личностную рефлексию; Все отмеченные выше достоинства спецкурсов позволяют нам рассматривать эту форму организации профессионально-педагогического образования эффективным средством формирования информационно- технологической компетентности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения. Это убеждение основывается также и на том, что информационно-технологическая компетентность руководителя ДОУ имеет сложную природу, основанную на единстве мотивационно-смыслового отношения к информационно-управленческой деятельности, междисциплинарных профессионально-ориентированных знаниях и умениях и профессионально значимых личностных качествах, важнейшими из которых являются информационно-управленческая рефлексия, самостоятельность, творческость, уверенность в успешности деятельности. Нами разработан спецкурс "Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением". Его содержательной основой является учебная программа. Рассмотрим принципы её конструирования. Принцип профессионально-управленческой направленности основан на разработке программы спецкурса, исходя из качественных характеристик идеально подготовленного к использованию информационных технологий руководителя ДОУ, составляющих его профессиограмму. Для конструирования профессиограммы К.К.Платоновым предлагается путь обобщения трёх предварительных моделей: нормативной, эспективной и эмпирической. Эспективная модель создается путем обобщения мнений экспертов, хорошо знающих профессию и отвечающих на вопрос о том, какими характеристиками должен обладать специалист, чтобы качество его работы оправдывало бы социальные потребности и ожидания. Эмпирическая модель получается на основе эмпирического изучения и обобщения сведений о профессионально-личностных качествах и характеристиках достаточно большой группы лиц, работающих по данной профессии. Этот путь представляется нам эффективным при разработке конструкции спецкурса информационно-управленческой направленности. Основой нормативной модели является государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором согласно Закону РФ "Об образовании", установлены государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности "Дошкольная педагогика и психология". Поскольку, как нами было отмечено выше, государственные образовательные стандарты по данным специальностям в исследуемом нами аспекте направлены лишь на общую подготовку педагога к использованию средств новых информационных технологий и совсем не адаптированы к специфике будущей профессии выпускника дошкольного факультета, то для конструирования программы спецкурса нами была использована эмпирическая модель. Последняя была создана на основе служебных функций, которые приходится осуществлять руководителю ДОУ при использовании компьютера как управленческого ресурса, а также с учетом знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-значимых личностных качеств, составляющих содержание его информационно-технологической компетентности. К таким служебным функциям, как показал проведённый нами анализ управленческой деятельности руководителя в условиях её информатизации, относятся: 1) организация автоматизированного рабочего места (АРМ) субъектов управления; 2) разработка структуры и содержания электронного информационного банка ДОУ; 3) моделирование автоматизированной информационной системы (АИС) ДОУ; 4) проектирование баз данных ДОУ по направлениям его деятельности (АИС); 5) получение необходимой информации с помощью методов и средств электронного сбора (информационные ресурсы сети Internet, коммуникационные и информационные ресурсы ДОУ); 6) организация обработки собранной информации с помощью аналитических процедур и средствами электронного банка ДОУ; 7) формирование и передача воздействующей информации на различных носителях (бумажных, электронных). В свою очередь разработка служебных функций, структуры и содержания информационно-технологической компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения осуществлялась на основе различных исследований информационно-технологической компетентности и информационной деятельности как педагога, так и руководителя, а также опыта и мнений специалистов-практиков (руководителей ДОУ). Принцип междисциплинарной интеграции – это функциональный принцип развития современной науки и обеспечения целостности и системности содержания образования [3, 4, 10, 11]. В разработанном спецкурсе мы используем, согласно классификации Л.В. Загрековой, связи продуктивного характера, направленные на интеграцию знаний студентов из курсов общих и профессионально-ориентированных дисциплин. Такими дисциплинами в разработанном спецкурсе выступают "Информатика", "Аудиовизуальные технологии обучения", "Использование современных информационных технологий в учебном процессе", "Основы управления образовательными системами", "Управление дошкольным образовательным учреждением". Последние две, в свою очередь, содержательно коррелируют с дисциплинами "Детская психология" и "Дошкольная педагогика". Актуализация базисных (опорных) знаний из общенаучных дисциплин информационно-технологического цикла и "включения" их в контекст профессионально-значимой информации, приобретаемой в процессе изучения дисциплин управленческо-педагогического цикла, способствует овладению студентами новой интегрированной системой профессиональных информационно-управленческих знаний и умений, лежащих в основе информационно-технологической компетентности руководителя ДОУ. Принцип блочно-модульного структурирования содержания обучения. Согласно данного принципа содержание обучения структурируется следующим образом: разбивается на крупные содержательные единицы (блоки), которые в свою очередь представляются в виде модулей, отражающих конкретные темы, подлежащие изучению. Такой подход к структурированию содержания обучения позволяет его представить как систему, элементы которой связаны логическими и объёмными соотношениями. Исходя из обозначенных выше принципов, нами была разработана программа спецкурса информационно-управленческой направленности. Цель конкретизируется через совокупность задач, среди которых: 1) формирование мотивационно-ценностных ориентаций на информатизацию управления; Содержание программы представлено тремя блоками. В рамках первого блока рассматриваются такие темы как: 1.Информатизация современного общества как социальная проблема. 2.Социальная информатика и её понятийно-категориальный аппарат. 3.Информатизация образования и управления образованием как приоритетные направления информатизации общества. 4. Нормативно-правовые основы информатизации общества и образования.
1. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая информационная система. 2. Компьютер как управленческий ресурс. 3. Специфика информационно- управленческой деятельности руководителя в условиях использования компьютера как управленческого ресурса. 4. Информационно- технологическая компетентность руководителя как фактор эффективной информатизации управления дошкольного образовательного учреждения.
1. Организация автоматизированного рабочего места субъекта управления. 2. Технология создания информационного банка и обеспечения функционирования информационных потоков. 3. Организация сбора, обработки и передачи управленческой информации с использованием средств новых информационных технологий. 4. Проектирование и использование автоматизированных информационных систем. 5. Технология конструирования и внедрения автоматизированной информационной системы управления дошкольным образовательным учреждением. Такая структура содержания, основанная на взаимосвязи социального и профессионально-управленческого аспектов информатизации управления ДОУ, способствует раскрытию её сущности, осознанию студентами её места и роли в современном информационном обществе, а также овладению ими системой знаний и умений, обеспечивающих их готовность использовать средства новых информационных технологий в будущей управленческой деятельности. Апробация разработанной программы спецкурса в учебном процессе психолого-педагогического факультета со студентами старших курсов, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология", показала, что она является эффективным средством обеспечения готовности будущего руководителя ДОУ к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Литература: 1. Закон Российской Федерации "Об образовании".- М.: Новая школа, 1992. – 62с.2. Ваграменко Я.А., Роберт И.В., Львовский В.Л., Апреленко Н.Ю. Пакет баз данных "Информационно-методическое обеспечение учебного заведения и организационного управления (Часть I) "Учитель-методист" (методические рекомендации).- М.: РОСЦИО, 1993. - 40 с. 3. Загрекова Л.В. Теоретико-методологические основы воспитания будущего учителя в системе профессионального образования (концептуальный подход) / Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. 4. Зверева Н.М. Формирование методологического подхода к решению педагогических задач // Подготовка специалиста в области образования: Коллективная монография. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. 5. Лавина Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Дисс… кан. пед. наук. – М., 1996. 6. Насенникова Л.Н. Совершенствование содержания подготовки учителей информатики в ИУУ:Автореф. дисс. .кан.пед. наук.-М.,1991.-20с. 7. Платонов К.К. Структура и развитие личности: Учеб.пособие для студентов / Отв. ред. А.Д. Глоточкин. – М.: Наука, 1986. – 256с. 8. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. 9. Савинова С.В Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением. Дисс. кан. пед. наук, М.1999 10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие- - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с 11. Сластенин В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы// Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1981 12. Троян А.Н. Информационное обеспечение управления дошкольным учреждением.//В кн.: наука- школе: тезисы ХХХ научной конференции./Под ред. З.М.Уметбаева.-Магнитогорск: МГПИ, 1992. с. 9-10 13. Hainaut, L., Vasamillet, С Modular training-intoduction. ILO, 1987. 14. The modular approach In technical education. Unesco, 1989, 63 p. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|