Информационно-технический подход к математике |
Методическая система обучения высшей математике на базе информационно–технологического подхода (на примере специальности «Прикладная информатика в экономике»)Авторы: Тапинская Н.А., Монахов Д.Н.В системе подготовки будущих специалистов в области экономики необходимо особое внимание уделять математической составляющей содержания образования, поскольку многие инструменты высшей математики находят широкое применение и в финансово – экономической сфере. Актуальным направлением в модернизации МСО высшей математике является комплексное использование информационных технологий. Совокупность этих фактов определила требование Государственных образовательных стандартов к тому, что математика стала являться обязательной учебной дисциплиной в системе подготовки будущих экономистов всех направлений, при этом особое внимание следует уделить управлению качеством математического образования. Но эффективность математического образования экономистов во многом зависит от уровня владения преподавателем педагогическими технологиями. На базе МСО конкретизируются: требования ГОСа, организация учебного процесса, особенности учебников, представления об оптимальных дидактических условий, траектория образования, механизмы управления качеством математической подготовки будущего специалиста. Требования Государственного образовательного стандарта, составляют - цель обучения. Цель оказывает влияние как на ученика, так и на содержание обучения. В свою очередь, содержание оказывает влияние на ученика, так как является суммой учебно-познавательной деятельности учащегося. В состоянии взаимного влияния находятся учебный процесс и учитель. Учебный процесс фиксируется учителем в виде проекта, при этом немаловажную роль играют организационные формы. Компонент управления оказывает влияние на цель обучения, оргформы и учителя. Он имеет следующую особенность: вступает в действие в том случае, если нормальное функционирование системы нарушено. Нормально функционирующая система не требует управления. Подготовка специалистов прикладного характера, а именно такими и являются экономисты, должна быть направлена, прежде всего, на отработку навыков и умений по прикладному анализу экономических процессов. Большинство аналитических и прогнозных выводов по какой-либо структурной модели экономисты обычно получает расчетным путем, а не построением строгих математических доказательств. Однако этот путь требует хорошего понимания не только самого изучаемого процесса или явления, но и сути, применимости, области действия необходимых расчетных приемов, символов математических операций, знания возможностей численных методов. Поэтому МСО высшей математике будущих экономистов должна быть направлена на: Объявление: 1. Освоение базовых разделов математики, необходимых для анализа и моделирования профессиональных задач. Основной целью дисциплины «Высшая математика» является формирование способности студентов к самостоятельному мышлению и умению применять изучаемые теоретические разделы к количественному анализу конкретных задач. Особое внимание при работе с теорией и с тренировочными задачами следует уделить отработке прикладных расчетных навыков, пониманию алгоритмов раскрытия математических задач, умению обосновывать и объяснять полученные решения. Для успешной аттестации по курсу математики необходимо не только изучить теорию, но и научиться решать задачи. Студент должен не только ясно представлять какое-либо теоретическое положение, но и его практический смысл, схему использования теории на модельном примере. В результате изучения курса каждый студент должен: Знать: теоретический курс в объеме программы (основные понятия, определения), теоремы (без доказательства) и их следствия, алгоритмы решения задач. Курс высшей Математики должен включать в себя (требования ГОСа для экономических специальностей): Линейная алгебра и геометрия: Операции над векторами и матрицами; системы линейных алгебраических уравнений; определители и их свойства: собственные значения матриц; комплексные числа; прямые и плоскости в аффинном пространстве; выпуклые множества и их свойства. Математический анализ и дифференциальные уравнения: предел последовательности и его свойства; предел и непрерывность функции; экстремумы функций нескольких переменных; неопределенный и определенный интегралы; числовые и степенные ряды; дифференциальные уравнения первого порядка; линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. В заключении статьи приведём авторскую позицию академика В.М. Монахова в отношении образовательного стандарта: во-первых, стандарт в области математического образования представляется в виде рабочего пространства, где нижнюю плоскость (минимально допустимый уровень) образует обязательный минимум содержания, реально достижимый подавляющим большинством студентов, а верхняя плоскость формируется как некий образовательный образ идеала в большей степени связанный: с профессиональным развитием будущего специалиста; во-вторых, в этом рабочем пространстве технологически упорядочено содержание курса высшей математики, последнее фактически предполагает разнообразие траекторий профессионального становления будущего экономиста. При этом и преподаватель, и студент могут выстраивать и проектировать индивидуальную образовательную траекторию. В работе В. М. Монахов предлагает радикальную модернизацию МСО, за счет составления технологического учебника (учебника, состоящего из технологических карт и специальных упражнений для подготовки к диагностикам, требования ГОСа в котором переведены на язык микроцелей. Этот учебник становится основой для создания электронного учебника нового поколения. Литература: 1. Демин И.И. Математика, учебно-мет. комплекс: Учебно-методическое пособие, под общ редакцией проф. Забелина А. Г.– М.: МФА, 2002 – 130 с.2. Методическая система изучения курса математического анализа для педагогических вузов. Ч. 1,2/ А. И. Нижников, В.М. Монахов, Т.К. Смыковскя. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999.-190 с. 3. Власов Д.А., Бахусова Е.В., Монахов В.М. Высшая математика: Алгебра и теория чисел, Алгебра и геометрия. Программа высших учебных заведений. – М.: Альфа, 2003. – 63с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|