Разработка средств компьютерной поддержки |
Разработка средств компьютерной поддержки курса геометрии для педвузаАвтор: Яковлева У.А.Интенсивное развитие мультимедийных технологий приводит сегодня к все более глубокому их проникновению в сферу образования, что обусловлено широким диапазоном возможностей, предоставляемых этими технологиями для совершенствования образовательного процесса, повышения его эффективности и качества. При решении задач компьютерной поддержки курса геометрии для педвуза необходимо, по нашему мнению, учитывать следующие факторы: - возможности современных информационных и коммуникационных технологий в образовании; Рассмотрим эти аспекты в их взаимосвязи. При этом не будем подробно останавливаться на всем огромном спектре возможностей компьютерных технологий в образовании вообще; рассмотрим те из них, которые приобретают особую роль для обучения геометрии в связи с ее спецификой как науки и учебного предмета. Новые, не доступные ранее, перспективы при обучении геометрии открывают современные технологии, основанные на использовании средств анимации, моделирования и трехмерной компьютерной графики. Объявление: Трехмерная графика предоставляет нам мощное орудие при изучении таких разделов вузовской геометрии как «Прямая и плоскость в пространстве», «Поверхности второго порядка», «Топология», «Дифференциальная геометрия кривых и поверхностей». По словам В.Дьяконова, она «дает прекрасное представление о сложных поверхностях и объемных фигурах, расположенных в пространстве и способна поразить воображение обучаемых». В то же время, при обучении геометрии, а в особенности таких ее разделов как «Геометрические преобразования на плоскости и в пространстве», «Методы изображений», «Конструктивная геометрия», чрезвычайно важна динамичность наглядных образов. Обеспечивается такое свойство графических объектов средствами компьютерной анимации, а также моделирования в интерактивном режиме с возможностью варьирования значений различных параметров модели. Трудно переоценить значение этих средств для формирования у студентов понимания сущности одного из базовых методов аналитической геометрии – метода координат, в основе которого лежит взаимосвязь между аналитическим условием, задающим фигуру, и ее геометрическими свойствами. Таким образом, расширение возможностей графического представления материала позволяет преодолеть одну из главных трудностей обучения геометрии – наглядное представление различных геометрических фигур, их пересечений и геометрических преобразований над ними на плоскости и в пространстве. Как следствие, применение средств мультимедиа оказывает благотворное влияние на развитие пространственного воображения обучаемых, что является одной из первостепенных задач и, в то же время, одним из главных условий успешного обучения геометрии. Коснемся теперь аспекта, связанного со спецификой образовательного процесса в педагогическом вузе. Мы придерживаемся позиции, что обучение в педвузе должно существенно отличаться от обучения в технических и классических университетах в сторону прикладной направленности профессиональной подготовки студентов. Процесс обучения в педагогическом вузе должен строиться с ориентацией на двойной статус студента: сейчас он «ученик вуза», то есть обучаемый, а в будущем – учитель, то есть обучающий. Деятельности обучаемого и обучающего осваиваются одновременно при специальным образом организованном обучении, в котором основной акцент делается на формирование способности студентов к активной деятельности, к творческому профессиональному труду, а знания, умения и навыки становятся средством осуществления эффективной профессиональной деятельности в будущем. Благодаря широкому спектру возможностей, использование компьютерных технологий представляется целесообразным практически на всех этапах организации учебного процесса по геометрии: от планирования до проверки результатов обучения. Преподаватель может использовать при подготовке к занятиям удаленные источники информации, использовать созданные известными разработчиками программные продукты, самостоятельно разрабатывать программные педагогические средства для обучения и контроля, строить модели процессов и явлений, создавать презентации, осуществлять контроль и статистическую обработку полученных данных и т.д. Студент получает широкие возможности для самообучения и самоконтроля: при подготовке к практическим занятиям, для самостоятельной проработки лекционного и практического материала, при работе над курсовыми проектами и в ходе НИРС, при подготовке к экзаменам и зачетам, для промежуточного самоконтроля, для творческой самореализации. Для диагностики и всех видов контроля (текущего, рубежного, итогового) полезно использовать компьютерное тестирование качества усвоения теоретического и практического материала. Цели развития творческого потенциала студентов, их самореализации в научно–исследовательской работе служит возможность самостоятельной разработки студентами программных продуктов различного вида для обучения геометрии в школе и вузе. Итак, применение информационных технологий в учебном процессе позволяет строить его в соответствии с современными тенденциями развития образования, такими как усиление роли СРС, смещение акцента с преподавания на учение, чем обеспечивается направленность на развитие самообразовательной деятельности будущих специалистов. - теоретический модуль с гиперссылками, мультимедийными объектами, иллюстрирующими различные геометрические образы, анимированными и озвученными демонстрациями; Электронный образовательный комплекс должен быть разработан в соответствии с фундментальными дидактическими принципами. Для его разработки могут быть привлечены различные текстовые, табличные, графические редакторы (Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point и т.д.), прикладные математические пакеты (MathCad, Mapple, Mathematica), среда программирования Delphi или С++, мастер Web–страниц, аудио– и видеопроигрыватели. Нам представляется, что в результате создания такого комплекса при условии привлечения к этой деятельности студентов должны быть достигнуты следующие основные цели: - развитие мышления, творческой активности и самостоятельности студентов, их самореализация; Таким образом, в конечном итоге мы должны иметь повышение эффективности и качества обучения геометрии в педвузе и в школе за счет, с одной стороны, подготовки соответствующих кадров, с другой стороны, благодаря обеспечению учебного процесса в этих образовательных учреждениях соответствующей компьютерной поддержкой. Литература: 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «032100 –Математика» (квалификация – учитель математики). – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. – 22 с.2. Дьяконов В. Mathcad 2001: учебный курс. – Спб.: Питер, 2001. – 624 с.: ил. 3. Яковлева У.А. Проектирование целевого и содержательного компонентов методической системы обучения геометрии в педвузе: Дисс. … канд. педагогическ. наук. М., 2004. – 222 с. 4. Яковлева У.А. О подготовке будущих учителей математики к решению задач информатизации сельской школы. // Информатизация сельской школы (Инфосельш–2005): Труды III Всероссийского научно–методического симпозиума. – Анапа; М.: Книголюб, 2004. – С.590-591. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|