Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Закономерности информационных процессов

Закономерности информационных процессов в теории и практике обучения

Авторы: В.М. Грабов, С.Ю. Трофимова 

Необходимость реформы отечественной системы образования существенным образом определяется характерными особенностями современного этапа развития общества и науки.
На современном этапе общество переходит от эпохи индустриальной в постиндустриальную эпоху, характерной особенностью которой является существенное повышение роли информационных процессов в развитии общества в такой степени, что формирующееся постиндустриальное общество не без оснований называют информационным.

Достижения современного естествознания, и, прежде всего, современной физики, вывели естествознание на новый уровень понимания закономерностей окружающего мира. Это привело к переходу современной науки в новое состояние, в новую стадию развития, получившую название постнеклассической.

В соответствии с постнеклассической картиной мир представляется как: неустойчивый, неравновесный, диссипативный, сложный, нелинейный, необратимый, флуктуирующий, вероятностный, информационный, самоорганизующийся, эволюционирующий, развивающийся.

Именно в этой, постнеклассической картине мира существенная роль отводится природным информационным процессам, определяющим характер и направление процессов самоорганизации, эволюции и развития сложных природных систем.

Новая информация рождается при переходе систем через неустойчивые состояния при снятии неопределенности. Информация существенно новая, более высокого уровня, рождается в условиях, далеких от равновесия, в процессах самоорганизации, когда система переходит в состояние с более высоким уровнем упорядоченности.

Объявление:

По уровням иерархии информацию можно разделить на синергетическую, генетическую, поведенческую, логическую. Хотя три последних вида информации связаны с эволюцией жизни, с разумной деятельностью человека связана только логическая информация.

В соответствии с постнеклассической картиной Мира жизнь, биосфера, человек сформировались в процессе самоорганизации природы в процессе ее естественной эволюции, так что все перечисленные виды информации являются результатом природных процессов, причем первые три не обусловлены разумом человека.

В естественнонаучном смысле информация – это необратимый процесс формирования структуры в открытой неравновесной системе, начинающийся со случайного запоминающегося выбора при переходе от хаоса к порядку или от меньшей к большей степени упорядоченности системы.

Наиболее яркий из примеров, которые дает нам природа – наследственная генетическая информация, которая формируется, хранится, преобразуется и передается, реализуется в клетках живых организмов. Генетическая информация – исключительно надежная, но слишком медленно изменяющаяся для приспособления к изменениям окружающего мира. Поэтому в природе, в сообществах живых организмов, сформировалась поведенческая и логическая информация, передача которой осуществляется не генетически а в результате приобретаемого жизненного опыта на различном уровне организации сообществ живых организмов.

На уровне Homo sapiens - человека разумного логическая информация формируется, хранится, преобразуется, передается в процессе функционирования сознания человека и общественного сознания. При этом как поведенческая, так и логическая информация передается в природно предопределенном процессе обучения.

Таким образом, процесс обучения является природно предопределенным информационным процессом. Естественно, что он подчиняется системе объективных закономерностей рождения, хранения, преобразования, передачи и реализации информации, действующих в природных процессах. В этом смысле процесс обучения, подобен любому информационному процессу, имеет с ним общие черты и закономерности.

Современная дидактика, как наука об обучении в информационном обществе с постнеклассической наукой, будет успешной, если она будет строиться на познанных человеком объективных закономерностях возникновения, хранения, преобразования, передачи и реализации информации, происходящих в природных процессах. Таким образом, современная педагогика получит фундаментальную естественнонаучную основу. Именно исследования объективных закономерностей информационных процессов в сфере обучения с учетом личностных особенностей обучающих и обучаемых, как действующих элементов цепи информационных процессов могут составить новый этап в развитии теории и практики обучения.
С позиций этих закономерностей достаточно успешная отечественная система образования, основанная на отборе устоявшегося безальтернативного содержания достаточно высокого научного уровня, на строгом линейном планировании без возможности выбора, направлена, в основном, на подготовку исполнителей, эрудитов, но в меньшей степени – на подготовку исследователей.

Для подготовки исследователей процесс обучения целесообразно строить в условиях, способствующих созданию самими учащимися новой научной информации в результате активной работы. Учебный процесс следует строить на принципах учебно-исследовательской работы, в которой возможно рождение новой информации. Преподавание должно быть открытым, нелинейным, проблемным, обязательно содержать стохастическую составляющую, эффект случайности.

Преподаватель в этом процессе, скорее, не источник информации, не создатель информационного поля, а проводник в созданном мировым научным и педагогическим сообществом информационном поле. При этом каждый обучающийся активно работает в этом мировом научном информационном поле по созданию своей собственной системы знаний, своей собственной научной картины мира. Эта индивидуальная картина мира, естественно, основана на общей, сформированной в общественном научном сознании. Но она может содержать и новую информацию, новые научные представления о закономерностях окружающего мира, и это будет вкладом формирующегося исследователя в общее научное информационное поле. Здесь важно отметить, что процесс образования должен содержать избыточное предложение учебных курсов, обеспечивая в определенной степени для учащегося свободу выбора, необходимость активной работы по построению собственной научной картины мира в результате синтеза информации, полученной из отдельных учебных курсов.

В постиндустриальном информационном обществе, когда научная информация становится общедоступной, образование выступает, скорее всего, не как процесс передачи знаний как можно в большем объеме, а как целенаправленное ограничение в мировом информационном поле. Это связано, в том числе, и с ограниченными возможностями освоения большого объема новой научной информации в ограниченный период обучения.

Ограничение информационного поля в процессе образования целесообразно еще с целью формирования у учащихся потребности и навыков активной деятельности по добыванию новой научной информации.

Вследствие этого, в процессе образования, как целенаправленного ограничения информационного поля, возникают новые правовые и нравственные проблемы, связанные со свободой личности, ответственностью за возможно необоснованные ограничения. В связи с этим, разработка норм и правил свободыинформации, в том числе – в системе образования – одна из важнейших задач государственного законодательства и практики этой области деятельности.

В заключение отметим, что, по нашему мнению, систему образования, адекватную новой эпохе в развитии общества и науки, необходимо строить с учетом закономерностей постиндустриальной информационной эпохи в развитии общества, постнеклассической эпохи в развитии науки, основываясь на системе объективных закономерностей информационных процессов.

Список литературы:
1.    Кадомцев Б. Б. Динамика и информация / Б. Б. Кадомцев. М.: Ред. журнала «Успехи физ наук», 1997. 397 с.
2.    Грабов В. М. Элементы динамики неустойчивых состояний и неравновесной термодинамики / В.М. Грабов, С.Ю. Трофимова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. 100 с.
3.    Мелик-Гейказян И. В. Информационные процессы и реальность / И. В. Мелик-Гейказян. М.: Наука, 1997. 192 с.
4.    Трофимова С.Ю. Высшая школа, как объект постнеклассической науки / С.Ю. Трофимова. М., 1998.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >