
Информатизация сельской школы |
О подготовке III всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы»Автор: Б.И. ЗобовВ соответствии с рекомендациями предыдущего симпозиума (1), поддержанными Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России, в г. Анапе в период с 19 по 23 сентября текущего года должен пройти третий традиционный Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы», (Инфосельш – 2005), организуемый как и первые два МГОПУ им. М.А. Шолохова (на базе своего Анапского филиала) совместно с Академией информатизации образования. В связи с этим возникает необходимость обсуждения и определения проблематики и содержания основных мероприятий этого симпозиума, а также его основной тематической направленности. Программы двух предшествующих симпозиумов охватывали достаточно широкий круг проблемных направлений информатизации сельских школ, включая следующие: 1. Стратегия, нормативно-правовые и педагогические основы информатизации сельских школ. Указанная тематическая направленность этих симпозиумов вызывает повышающийся интерес научной и педагогической общественности нашей страны, и некоторых зарубежных стран к данному мероприятию, о чем свидетельствуют следующие количественные показатели: в подготовке и проведении первого симпозиума в 2003 году участвовали представители от 21 субъекта РФ и количество статей, представленных в его трудах, было – 70, на Инфосельш-2004 эти показатели существенно (более, чем на 70 %) возросли и составили соответственно 36 и 122. Публикация основных статей и итоговых документов этих симпозиумов в научно-методическом журнале «Педагогическая информатика», издаваемого МГОПУ им. М.А, Шолохова при участии Академии информатизации образования, также способствовала росту популярности этого Всероссийского мероприятия. Представление об ожидаемом контингенте участников симпозиума Инфосельш-2005 дают данные о составе и численности основных участников предыдущего симпозиума: - сотрудники органов управления образованием – 17 Одним из основных направлений модернизации российской системы образования на ближайшие годы является подготовка ее общеобразовательной школы к переходу на профильное обучение в старших классах, в том числе в сельской местности. Важной составляющей этих работ является информатизация профильного обучения в сельских школах, ориентированной на потребности аграрного сектора экономики страны. В трудах Инфосельш-2004 нашли отражение, в частности, работы ИНИНФО МГОПУ им. М.А. Шолохова в этом направлении, по следующей тематике: - сельскохозяйственное производство; Результаты проведенных в 2004 году экспериментов по профильному обучению в общеобразовательных школах целого ряда регионов страны, в том числе в сельской местности, и рекомендации Рабочий группы Минобрнауки РФ и Рособразования, координирующей эти работы, подтверждают перспективность этого вида обучения и необходимость широкого использования средств ИКТ в его обеспечении. Вместе с тем содержание профильного обучение школьников в сельской местности, по мнению автора, не должно определяться только их личными предпочтениями и кадровыми потребностями сельских регионов, в содержании этого вида обучения необходимо также учитывать естественный процесс урбанизации сельского населения и интересы Вооруженных Сил РФ. Профильное обучение в сельской школе должно обеспечить возможность активной жизнедеятельности выпускников этих школах не только в сельской местности, но и в городских условиях, при этом безусловно без их агитации за выезд из сел, которые в настоящее время переживает далеко не лучшие времена. Предварительная подготовка сельских школьников к возможности работы на городских предприятиях пищевой промышленности, транспортном секторе, сфере управления и других сферах производства и социального обеспечения населения может быть без значительных дополнительных усилий организована в рамках указанных выше направлений профильного обучения: переработка сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные машины, компьютерное делопроизводство. В рамках последних двух (или других) направлений может быть организована ознакомление сельских школьников с принципами действия и характеристиками технических средств оборонного назначения: мотопехоты, танковых соединений, автоматизированных систем управления войсками и различными видами вооружений. Учитывая, что сельские школьники в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться основным контингентом призывников в ряды Вооруженных Сил РФ и абитуриентов военных образовательных учреждений, необходимо уделить повышенное внимание созданию соответствующих открытых учебных информационных средств оборонной направленности, прежде всего компьютерных моделей и тренажеров. Реальные возможности по активному участию в этих работах, по мнению автора, имеют Тульское и Подмосковное (Серпуховское) отделения Академии информатизации образования, участие которых в предстоящем симпозиуме с соответствующими конкретными предложениями было бы крайне желательно. В связи с этим активное обсуждение проблем информатизации профильного обучения в сельских школах (в том числе малокомплектных) очевидно явиться одной из основных особенностей III Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы», при этом наибольший интерес видимо должны представлять следующие ее аспекты: - подготовка информационной поддержки основных направлений профильного обучения в сельской местности; Этим же аспектам профильного обучения в сельской местности предполагается посвятить и заседание «круглого стола» данного симпозиума. Организаторы симпозиума надеются, что активное участие в его подготовке и проведении большинства отделений Академии информатизации образования и широкой научно-педагогической общественности страны позволит оказать действенную помощь российской сельской школе в решении важных проблем и задач ее информатизации. Список литературы: 1. Итоги II Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» (Инфосельш-2004). Педагогическая информатика. № 4. 2004. С.105-110.2. Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» (Инфосельш-2004) – Анапа. М.: Книголюб, 2004. 554 с. 3. Профильное обучение, часть 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» №4, 2004. М.: Просвещение, 2004. 112 с. 4. Зобов Б.И. Информатизация сельской школы: проблемные задачи и направления работы / Б.И. Зобов // Педагогическая информатика. № 4, 2004. С. 22-28. 5. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации (проект). Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2004. 41 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|