Pravmisl.ru







Повышение качества образования в школе

Повышение качества и доступности образования довузовской молодежи из отдаленных регионов страны

Авторы: А.Т. Литинский, О.А. Дегтярева, А.Г. Николаев, О.А. Григорова

С целью реализации положений Национальной доктрины развития образования Украины и программ компьютеризации образования и поддержки одаренной молодежи нами разработаны основные направления программы компьютерной поддержки довузовского обучения. В основу разработанной концепции этой комплексной программы дистанционных учебных технологий («ДистаНТ») подпрограмма «Довузовская подготовка» (ДП) рассматривается как базовая ступень в подготовке будущего специалиста,  отвечающего требованиям современности. 

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что успех и результативность программы компьютерной поддержки довузовского обучения зависят от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании современного образовательного пространства в условиях информатизации и компьютеризации науки и образования. Рассмотрим взаимосвязь этих факторов относительно реализации внедряемой программы.

Основной задачей нашей деятельности является определение интерактивных форм обучения путем внедрения основных принципов информатизации учебно-воспитательного процесса, развития компьютерной педагогики – дидактики ХХІ столетия. «Безмеловые» и «безбумажные» технологии, компьютерная педагогика – это актуальные составляющие дидактического процесса, которые позволят охватить компьютерной грамотностью молодежь Украины и другие слои населения.

К сожалению, существует объективная проблема несоответствия уровня подготовки учеников общеобразовательными школами (ООШ) и требований уровня подготовки абитуриентов высших учебных заведений (ВУЗ). Чтобы избежать этой проблемы, необходимо профилировать обучение в старших классах каждой ООШ на основе НИТ с целью предоставления выбора ребенку. Тогда ребенок будет иметь  большие  возможности получить более глубокую  подготовку  к поступлению  и  обучению в вузе.   

Поэтому целесообразно, чтобы ребенок со способностями к  точным наукам во время обучения в 10-11 классах получил углубленные знания по физике, математике, информатике и т.п. Профильность обучения будет пропедевтикой обучения по специальности и одним из путей реализации программы компьютерной поддержки довузовской подготовки и профессиональной ориентации (ДП и ПО).

Не менее актуальной является проблема равных возможностей сельских и городских школ. Научно-педагогический эксперимент, проведенный нами в 2002 году по программе «ДистаНТ», «Набор 2002», показал, что абитуриенты, которые желают поступить в вуз в г. Харькове, а проживают в сельской местности Подолья, имеют определенные трудности информативного характера, которые довольно просто преодолеть через возможности реализации ресурсов электронной почты (e-mail) и компьютерной сети Интернет, сетевых технологий. Корпоративная сеть, созданная нами, и научно-педагогический эксперимент, на примере математики, дали положительные результаты.

Таким образом, образование становится доступнее, на практике реализуется преодоление грани между городом и селом на просвещенской ниве. Итак, дистанционное обучение- это еще один из путей повышения эффективности довузовской подготовки и отбора способной сельской молодёжи Украины.

Осуществление учебно-воспитательного процесса в 10-11 классах лучше приравнивать к учебной системе вуза, то есть  блочно-модульной системе обучения, которая будет, в свою очередь, обеспечивать адаптацию учеников к дальнейшему обучению в вузе. Но для этого необходимо, чтобы все участники учебно-воспитательного процесса имели достаточный минимум знаний, умений и навыков владения персональным компьютером, а также прямой доступ к ресурсам Интернет.

При взаимной согласованности участников научно-педагоогического эксперимента (РЦ НИТ ХАИ, ООШ № 8, Староконстантиновского района Хмельницкой области) создан Подольский региональный центр дистанционного образования с центрами в городах Староконстантинов и Хмельник. На базе центра в 2002 году был проведен научно-педагогический эксперимент, во время которого состоялись репетиционное выпускное испытание и олимпиада по математике и украинскому языку (диктант).

Цель эксперимента - предоставление одинаковых возможностей в доступности образования детям периферийных регионов, приближение их к благам современного университета европейского уровня, привлечение ресурсов государства к благородному делу образования сельской молодежи.

Как свидетельствует опыт, такая форма проведения эксперимента дала возможность выпускникам филиала физико-математической школы ХАИ проверить свои знания перед выпускными экзаменами и олимпиадами ХАИ, эмоционально подготовиться к сдаче  как выпускных, так и вступительных экзаменов в университет, самостоятельно установить уровень учебных достижений по предмету.

Для осуществления эксперимента была проведена система таких организационно-методических мероприятий:

-    согласование состава участников эксперимента и установление срока проведения;
-    подготовка комплекта репетиционных задач на компьютерных носителях;
-    проведение научно-педагогического эксперимента в условиях, приближенных к режиму реального времени;
-    обработка результатов эксперимента, анализ и разработка рекомендаций относительно усовершенствования предложенной методики и компьютерной технологии.

На основе проведенного нами эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Внедрение НИТ, реализация дистанционного обучения дает положительные социальные результаты  - повышает доступность качественного образования в сельской местности.

2. Профильность обучения довузовской молодёжи позволяет преодолеть проблему единства требований общеобразовательных учебных заведений и высших учебных заведений с целью повышения уровня подготовки будущих специалистов.

3. Блочно-модульная система обучения учеников 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений является пропедевтикой обучения в высших учебных заведениях.

4. НИТ, при условии правильного подхода к их реализации,  дают комлексный эффект – социальный и экономический, то есть обеспечивают повышение качества обучения, минимизируют затраты на его осуществление, делают  доступнее образование.

5.    Имеющиеся в государстве информационные ресурсы при их рациональном использовании уже сейчас могут существенно улучшить состояние образования без ссылок на недостаток средств, дело за единением единомышленников системы образования и их энтузиазмом.

Список литературы
1.    Національна доктрина розвитку освіти України // Освіта, 2 жовтня 2001 р.
2.    Харьковская областная программа «Одаренная молодежь».
3.    Березюк Н.Т.  Основные направления и опыт реализации концепции информатизации образования на примере широкопрофильного технического вуза / Н.Т. Березюк, В.И. Рябков, В.С. Кривцов, А.Т. Литинский // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Крым: Рыбачье, 1991.
4.    Кривцов В.С. Дистанційна освіта в технічному університеті: генезис і перспективи / В.С. Кривцов // Вісник Академії дистанційної освіти, № 1, 2003.
5.    Григорова О.А. Техніко-экономічний і соціальний аналіз развитку освіти  и перспективи компьютерної педагогики в умовах нових інформаційних технологій / О.А. Григорова, О.А. Дегтярьова, А.Т.Літин-ський / Науково-методична конференція «Впровадження нових інформа-ційних технологій навчання», 15 – 16 квітня 2004 року: Тези доповідей. Харків: Нац. аерокосмічний ун-т «Харк. авіац. ін-т», 2004.
6.    Литинский А.Т. Концепция повышения качества и доступности образования довузовской молодежи отдаленных регионов в условиях компьютерных технологий обучения // А.Т. Литинский, О.А. Дегтярева, А.Г. Николаев, О.А. Григорова. Труды II Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» (Инфосельш-2004) – Анапа. М.: Книголюб, 2004. С. 120-126.
 
< Предыдущая   Следующая >