Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информатизация и развитие образования

Информатизация как направление развития образования

Автор: Я.А. Ваграменко

Информатизация образования – общегосударственная задача, от решения которой во многом зависит качество современного образования и модернизация обучения в средней и высшей школе. Впрочем, влияние информатизации распространяется теперь и на начальную школу, и даже дошкольное воспитание. Российское образование следует мировым тенденциям, и можно отметить, что уровень внедрения информационных технологий в учебный процесс и управление образованием в России – достаточно приличный, хотя мы и не относимся еще к числу стран, в которых отмечается наиболее продвинутый рубеж на этом направлении.

Какие характерные задачи мы решаем на современном этапе? Уже во многом пройдена стадия создания базового программно-технического плацдарма, основываясь на котором можно было бы как расширять изучение информатики, так и внедрять информационные технологии в учебный процесс. В школах и особенно в вузах компьютер уже стал непременным атрибутам учебного заведения на всех уровнях образования и на различных направлениях профессиональной подготовки. В школе, конечно, компьютерная оснащенность еще недостаточна, и в 2005 г. будет продолжаться на конкурсной основе реализация программы централизованных поставок в регионы России, которые для этого должны сделать свой паритетный вклад. Этим занимается дирекция программы «Дети России». Острота проблемы, однако, состоит в том, что для эффективного использования компьютера в массовой школе все еще на зачаточном состоянии – решение вопроса создания образовательного «контента». Сделанные затраты будут эффективными, если будет обеспечен надлежащий информационный ресурс, ориентированный на школьный учебный план профильного обучения и потребности педагогов в методическом совершенствовании модернизации школы.

Характерной чертой работ в области информатизации образования является разработка образовательных порталов – специализированных по предметам, типам вузов, группам специальностей. В России сегодня насчитывается около полусотни порталов такого рода, созданных в порядке реализации централизованных программ разработок средств информатизации, а также множество порталов в вузах, замыкающих на себя информационное пространство того или иного региона. Университеты теперь заняты формированием информационного ресурса этих порталов, и этот процесс будет продолжаться в ближайшие годы. Наряду с этим, существует около десятка ресурсных информационных центров, созданных благодаря централизованному финансированию и предназначенных для удовлетворения потребностей как вузовского, так и школьного образования в регионах. Надо сказать, что органы школьного образования и непосредственно школы высказывают свое неудовлетворение тем, в какой мере эти ресурсные центры помогают школе. В их работе все еще преобладает ориентация на вузовский интерес, и получается, что региональные органы управления образованием продолжают делать упор на свои собственные информационные центры, созданные ранее.

В 2002-2004 гг. были предприняты важные шаги в направлении информатизации управления системой образования. Проведены разработки типовых платформ для управления в целом федеральной системой, региональной системой образования, высшим учебным заведением. В этих работах важную роль выполнил ГНИИ ИТТ «Информика» и ряд университетских центров информатизации. В настоящее время продолжается стадия согласования систем различного уровня и иерархии, и можно было бы уже ожидать, что эти разработки будут внедрены в практику управления. Однако наблюдается определенная «пробуксовка», связанная с тем, что структурные изменения в образовании и неопределенность характера предстоящих реформ затрагивают и темпы внедрения указанных новшеств.

Реализуя в учебных планах федеральную компоненту обучения информатике и информационным технологиям, региональные структуры образования создали и внедряют свои стандарты по этим предметам с учетом местных особенностей. Сегодня почти в каждом регионе имеются не только такие стандарты, но и накоплен опыт работы по ним, и этот опыт – довольно поучительный. По-видимому, настало время сравнительного анализа и обобщения такого опыта, что могло бы явиться темой специальной общероссийской конференции.

Объявление:

Значительную роль в информатизации российской системы образования выполняет Академия информатизации образования (АИО), начало деятельности которой приходится на 1996 г. Общественные научные объединения в системе образования – Международная Академия наук высшей школы, Академия информатизации образования, Российской Академией Образования представляют собой научный базис, на котором строится современное российское образование. Поэтому АИО выражает готовность взять на себя исполнение своей доли государственного заказа по научному обеспечению образования, выступая в качестве исполнителя программ, касающихся информатизации. Вместе с тем, разработки Академии охватывают и более широкую проблематику в той мере, в какой современное образование должно отвечать стандартам, характерным для информационного общества.

Члены и специалисты АИО отличаются прогрессивными взглядами и способностью реализовать новые подходы в обучении и управлении образованием на основе высоких информационных технологий. Привитие этого стиля деятельности  и  осуществление влияния Академии информатизации образования на процессы модернизации образования через своих членов – один из основных аспектов деятельности АИО.

Члены АИО составляют ядро кадрового потенциала информатики в российской системе образования.  Членство АИО предполагает высший уровень профессионального признания, поэтому состав АИО не может быть многочисленным. Жесткое ограничение количества членов АИО в ее отделениях и количества отделений, организуемых только при наличии достаточного научного потенциала в регионе, является залогом профессионализма и стимулом к повышению общего уровня работ в области информатизации образования.

АИО ставит своей целью мобилизацию ресурсов развития информатики в регионах на основе компетентного участия членов Академии и специалистов учреждений АИО в решении задач информатизации образования, развития прямых контактов с региональными учреждениями и органами управления образованием, вхождения членов АИО в советы, определяющие ход работ по информатизации. Важно признание за членами АИО ключевой роли в этих вопросах.

Важной задачей АИО является установление плодотворных отношений с фирмами индустрии информатики в России, деловые интересы которых связаны с потребностями системы образования. Публичные мероприятия, издания используются для рекламы и оценки предложений фирм. Участие членов АИО в экспертизе таких предложений будет обеспечивать высокие программно-технических средств качества в системе образования и гарантировать недопущение решений, неприемлемых для системы образования.

Опыт и знания специалистов АИО – самое главное ее достояние. Распространение этого опыта и повышение профессиональных качеств работников  образования  в  области  информатизации – важная образовательная услуга, оказываемая АИО. Мероприятия этого направления являются одним из основных источников поступления средств для поддержания деятельности АИО.

Исходя из провозглашенных в межгосударственных соглашениях принципов сотрудничества, АИО проводит линию на интеграцию усилии ученых и специалистов стран СНГ в области информатизации образования, возобновляя на новой основе ранее существовавшие связи. Подобный подход АИО осуществляет в сотрудничестве и с другими зарубежными партнерами. Для этого используются такие пути, как иностранное членство в АИО, организация научных мероприятий международного характера, подготовка совместных публикаций и информационных программ.

Сообразно осуществляемым на практике процессам информатизации образования, деятельность АИО развивается по четырем основным научным направлениям: информатизация обучения, информационное обслуживание образования, разработка и сертификация средств информатики для образования, подготовка кадров. Члены Академии информатизации образования являются активными участниками работ в области информатизации образования во многих регионах России, особенно там, где существуют активно действующие отделения АИО. В настоящее время насчитывается 15 отделений АИО в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Орле, Курске, Пензе, Ельце, Подмосковье (Серпухов), Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Волгограде, Перми, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске. Эти отделения организованы на базе университетов и региональных органов управления образованием и объединяют крупнейших специалистов в области информатизации образования – докторов наук, заведующих кафедрами, руководителей центров информатизации, передовых работников школьной системы образования. В составе АИО значителен корпус ректоров и проректоров вузов, которые зачастую являются председателями научных советов отделений. Члены Академии являются непосредственными исполнителями многих проектов и, что очень важно, входят в региональные советы, комиссии, другие институты, решающие задачи региональной информатизации образования. В 2004-2005 гг. в отделениях АИО заметно существенное продвижение в работах по различным направлениям информатизации. Представляется, что будет небезынтересным привести здесь некоторые сведения на этот счет.

Высоким уровнем разработок учебных пособий отличается, например, Екатеринбургское отделение. Профессором Подчиненовым И.Е. реализован проект «Педагогическая информатика»: группой авторов разработаны учебно-методические пособия, в том числе – в электронном виде, для опережающего и экстремального обучения в условиях быстро прогрессирующих информационных технологий. В отделении создана и апробирована система компьютерного тестирования (Стариченко Б.Е.), информационные технологии внедряются для управления в условиях конфликта и неопределенности (Третьяков В.Е.), мониторинга образовательного процесса (Жаворонков В.Д.).

Успешно развиваются разработки по государственным лицензиям, полученным в Тульском отделении АИО, для создания систем обработки данных и разработки программного продукта тренажерных систем. В этом отделении сложилось свое научное направления разработки математических моделей взаимодействия сложных систем с экранным представлением сценариев развития событий в реальном масштабе времени. Все это применяется непосредственно в учебном процессе при подготовки современных специалистов.

Широкий фронт работ по информатизации образования – в Санкт-Петербургском отделении. Члены Академии создали программно-аппаратное обеспечение кластера, являющегося инструментальным ядром проекта «Учебно-научный центр фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена». Здесь ведутся исследования по гранту ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг.» (руководитель, Копыльцов А.В.). На основе компьютерных виртуальных технологий разработан проект Панорамы Второй мировой войны и битвы за Ленинград. Разработан проект трехуровнего Интернета на основе использования спутниковых систем (первый уровень), использования привязных аэростатов (второй уровень) и использования наземных средств связи (третий уровень на основе проводных и птоволоконных систем и др.) и нового протокола. Разработана система «кибернетический велосипед» и налажено ее мелкосерийное производство для школ, вузов, оздоровительных и развлекательных учреждений. Получена премия Президента Российской Федерации в области образования за инновационную разработку «Образовательные виртуальные миры Петербурга».

Это – только некоторые примеры успешной деятельности отделений АИО. Можно было бы здесь сказать и об интересных и актуальных работах в Чувашском отделении АИО, о других отделениях – в Перми, Красноярске, Пензе, Волгограде, Ростове-на-Дону. Однако за такими сведениями лучше обратиться к журналу «Педагогическая информатика», издаваемым при участии АИО, в котором регулярно освещаются новые результаты разработок и исследований в различных регионах и университетских центрах России. Этот журнал широко известен в системе российского образования и распространяется по подписке не только в регионах России, но и в странах СНГ.

Консолидирующее значение для деятельности в области информатизации образования имеет проведение общероссийских и региональных конференций, организуемых Академией информатизации образования. Необходимо отметить особенные значения для информатизации региональной системы образования одной из таких конференций АИО – симпозиума «Информатизация сельской школы», регулярно проходящего в сентябре в г. Анапа на базе филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова. В его работе в последний раз приняло участие 102 работника сферы образования из многих субъектов Российской Федерации, в том числе из городов Москва и Санкт-Петербург, Алтайского, Краснодарского, Ставропольского и Хабаровского краев; Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Московской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской и Ярославской областей; республик Хакассия, Чувашия и Якутия (Саха), Ненецкого, Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов, включая 17 ответственных сотрудников профильных структурных подразделений региональных и местных органов управления образованием, 15 профессоров и докторов наук, 23 доцентов и кандидатов наук; 26 директоров и учителей сельских и поселковых школ; а также представителей Приднестровской Молдавской Республики.

В качестве спонсоров симпозиума выступили известные на образовательном информационном рынке страны компании «Кирилл и Мефодий», «Физикон», CASIO.

В процессе работы симпозиума, помимо заслушивания и обсуждения докладов его участников, были проведены следующие мероприятия:

•    ознакомление с опытом работы и уровнем информатизации сельских школ Анапского района Краснодарского края (на примере школы №14 и школы №16);
•    заседание круглого стола «Профильное обучение в сельских школах и его информатизация»;
•    демонстрация новых электронных учебных материалов компаний «Кирилл и Мефодий», «Физикон» и CASIO;
•    демонстрация новых образовательных информационных ресурсов для сельских школ, созданных участниками симпозиума.
Участники симпозиума отметили следующее:
•    Проведенная в последнее время корректировка образовательного законодательства и структуры федеральных органов управления образованием в стране потребует от региональных и местных органов управления образованием и всей педагогической общественности Российской Федерации освоения новых подходов к модернизации российского системы образования и информатизации ее общеобразовательных школ.
•    Процесс реструктуризации и профилизации сельских школ, намеченный на ближайшие годы, должен сопровождаться еще более интенсивным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс этих школ.

Процесс информатизации сельских школ, несмотря на положительную в целом динамику его развития, сдерживается следующими неблагоприятными факторами:

•    всё еще недостаточным уровнем оснащенности большинства сельских школ компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой;
•    далеко не полным соответствием предоставленных сельским школам электронных учебных изданий и начатых с конца 2003 года трансляций учебных материалов по спутниковому образовательному каналу требованиям образовательных стандартов и учебных программ; их содержание и методики использования в учебном процессе сельских школ пока не обеспечивают существенного повышения качества обучения их учеников;
•    отмечаются многочисленные факты неэффективного использования полученных сельскими школами технических и программных средств информатизации как в основном учебном процессе, так и в дополнительных, в том числе самостоятельных, занятиях школьников;
•    распределение дефицитных и дорогостоящих компьютерных ресурсов между отдельными учебными предметами и видами учебных занятий не всегда отвечает объективным показателям их эффективного использования и зачастую определяются случайными или субъективными факторами;
•    по-прежнему острейшей остается кадровая проблема информатизации сельских школ, связанная как с уровнем подготовки местных педагогических кадров, так и с низким уровнем оплаты их труда.

Мнение участников симпозиума было выражено при подведении его итогов в виде рекомендаций, которые учитывают состояние информатизации системы образования на сегодняшний день:

1.    Федеральным и региональным органам управления образованием, руководителям общеобразовательных и профессиональных учреждений российской системы образования, научной и педагогической общественности страны, членам РАН, РАО, Академии информатизации образования и других государственных и общественных организаций, связанных с проблемами совершенствования образования, необходимо продолжить и активизировать работу в области информатизации сельской школы, рассматривая это направление модернизации российского образования как одно из приоритетных на период до 2010 года, в том числе в федеральных и отраслевых научно-техническим программах.

2.    Министерству образования и науки, Федеральному агентству по образованию, одновременно с реализацией намеченного на 2005-2006 годы развития материально-технической базы, информационных ресурсов и инфраструктуры информатизации образования в сельской местности, необходимо:

•    увеличить объем финансирования работ по обеспечению дистанционной подготовки учителей информатики для сельских школ и повышению квалификации в области ИКТ сельских учителей-предметников;
•    продолжить и увеличить масштабы работ по созданию информационных ресурсов в области сельскохозяйственного производства, переработки сельхозпродуктов, сельскохозяйственного машиностроения и электронного делопроизводства в сельской местности для профилизации сельских школ;
•    определить состав основных средств информатизации государственной молодежной политики и сельской молодежи, обеспечить их постоянное функционирование и актуализацию их содержательных информационных ресурсов.

3.    Для повышения качества новых электронных образовательных изданий для общеобразовательной школы и их роли в улучшении уровня подготовки сельских школьников необходимо:

•    проводить разработку электронных образовательных изданий на основе унифицированных требований и единого интерфейса с учетом международных стандартов;
•    в составе электронных образовательных изданий существенно увеличить объем виртуальных лабораторных работ по основным естественно-научным и другим учебным предметам, основанных на компьютерном моделировании изучаемых процессов, явлений и объектов;
•    повысить роль педагогической общественности в формировании требований к этим изданиям и методическим пособиям по их использованию.

4.    В материалах, передаваемых в сельские школы по спутниковому образовательному каналу асимметричного доступа, в первую очередь, необходимо:

•    увеличить объемы передаваемых бесплатно новых программных продуктов учебного назначения, соответствующих по содержанию программам основных школьных предметов (с соответствующими учебно-методическими пособиями);
•    обеспечить более широкий обмен опытом эффективного использования в сельских школах электронных изданий, полученных по централизованным поставкам ранее;
•    организовать передачи материалов научно-методических и практических конференций, симпозиумов и семинаров по проблемам информатизации образования;
•    обеспечить ознакомление пользователей спутникового образовательного канала с долгосрочными планами передач учебных и учебно-методических материалов.

5.    В связи со сложностью финансового, технического и кадрового обеспечения в сельской школе обратного канала спутниковой связи для сети Интернет, необходимо провести технико-экономические исследования эффективности использования для этих целей современных средств сотовой связи, эксперименты с которыми начаты по инициативе Академии информатизации образования.

6.    Важным условием эффективного использования компьютерной техники в сельских школах является рациональное распределение ее ограниченных и дефицитных ресурсов между отдельными учебными предметами и формами обучения. Объективная оценка эффективности использования компьютеров в учебном процессе общеобразовательной школы позволяет рекомендовать в качестве наиболее приоритетных следующие направления их применения в сельских школах:

•    изучение базовых и профильных предметов в области информатики и информационных технологий;
•    виртуальные (компьютерные) лабораторные работы по естественно-научным предметам (физика, химия, биология, экология и др.);
•    математические практикумы;
•    изучение предметов профильного обучения школьников в старших классах;
•    социально-экономическая и гуманитарная подготовка.

В 2005 г. снова состоится обстоятельный анализ состояния работ и достигнутых результатов на очередном симпозиуме «Информатизация сельской школы-2005», проведение которого поддерживается Министерством образования и науки РФ. Благодаря широкому участию работников образования России таким способом мы получаем истинную картину результатов информатизации образования и определяем, что предпринимать в дальнейшем.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >