Цифровое поколение |
Учебные материалы цифрового поколенияАвторы: Г.Л. Луканкин, А.В. ДиковЧисло пользователей Интернета во всем мире составляет примерно около 1 миллиарда человек. За год популяция пользователей Интернета вырастает примерно на 150 миллионов. В России количество пользователей Интернета по данным фонда "Общественное мнение" приближается к 14 миллионам. В перспективе Интернетом будет пользоваться подавляющее большинство людей, так как он дает возможность быстрого и дешевого доступа к огромному архиву информации (уже сегодня в Интернете насчитывается более 3-х миллиардов веб-страниц и 2 миллиона страниц добавляется каждый день), возможность оперативного обмена информацией независимо от расстояния и международных границ, расширение круга общения и так далее. Наша страна в последнее время активно внедряет новые информационные и коммуникационные технологии в систему общего образования. В концепции формирования информационного общества в России отмечается, что основные направления процесса информатизации связаны с созданием развитой информационной среды общества, одной из основных компонент которой является образовательная информсреда, которая включает в себя специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности (www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html). Благодаря созданию и развитию образовательной информационной среды, компонентами которой являются, в том числе, цифровые учебные материалы, можно значительно повысить эффективность образовательного процесса в России. К электронным учебным материалам можно отнести следующие: • гипертекстовые энциклопедии и словари (космонавтика, боги и герои древнего мира, толковый словарь В. И. Даля и С. И. Ожегова); Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Образовательная информация может теперь рассматриваться как понятие интегративное, вбирающее в себя разнообразные виды информации (текст, графика, видео, аудио, гипертекст) и различные формы ее предъявления в сети (веб-сайт, веб-квест, электронный учебник, образовательный портал и так далее). Объявление: Образовательный веб-сайт – совокупность объединенных гиперссылками веб-страниц, посвященных образовательным целям и расположенных на одном сервере. Образовательные сайты создаются как силами самих учащихся, например, в рамках ежегодного международного конкурса ThinkQuest (http://www.thinkquest.da.ru/), так и специалистами. Электронный учебник, выполненный в формате HTML, обладает следующими достоинствами по сравнению с бумажным аналогом: • допускает использование богато форматированного текста, цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста; В Интернете опубликован ряд цифровых учебников по различным дисциплинам: • Гусева Г.А. "Учебное пособие по информатике" http://bspu.ab.ru/Guide/book1/ Образовательный веб-квест – страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены большим числом гиперссылок со страницами из других сайтов во Всемирной паутине (1, 414). Например, страница по курсу астрономии может иметь ссылки на серверы реально действующих обсерваторий, библиотек НИИ, космических организаций. От тщательного подбора ссылок зависит эффективность работы учащихся, экономия их времени на поиск в сети нужной информации. Учащийся самостоятельно выбирает, какие материалы ему просматривать подробно, а какие нет. Ресурсы отечественного Интернета уже достаточно развиты, чтобы служить средством для создания образовательных веб-квестов. Одним из известных российских квестов является сайт "Защитим Байкал" (http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/ index.htm), разработанный учителями и учениками гимназии из Ангарска. Веб-квест предполагает работу группы экспертов по определенной схеме, которая предполагает анализ большого числа источников информации, список которых приведен на отдельной веб-странице сайта. Образовательный портал – это сайт, который содержит большую коллекцию структурированных ссылок на образовательные ресурсы Интернета, собственные образовательные страницы. Портал является как бы "главным входом" в образовательное пространство сети. Он должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей. Сегодня работает федеральный портал "Российское образование" (www.portal.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), портал "Гуманитарные науки" (http://www.auditorium.ru/), естественно-научный образовательный портал (http://en.edu.ru/), и другие. Использование Интернета способствует переходу на личностно-ориентированную основу обучения, где возникает потребность в информационных ресурсах, поступающих из университетов, библиотек, архивов, учреждений социальной защиты, культуры, здравоохранения и так далее. В рамках личностно-ориентированного обучения возникает потребность в специально создаваемых для размещения в сети Интернет материалов для самостоятельной работы учащихся, предполагающих поиск конкретной учебной информации (информационные и методические материалы учебно-воспитательного характера, результаты дистанционных олимпиад, викторин, проектов и так далее). Личностно-ориентированная парадигма предполагает разветвленные пути изучения проблемы, а информация, представленная в виде гипермедиа (основной формат Всемирной паутины Интернета), как раз позволяет реализовать такие пути. Литература: 1. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|