Система непрерывного образования |
Подготовка кадров информатизации образования в системе непрерывного образованияАвтор: И.В. РобертСовременный период информатизации образования требует развития методики формирования научных основ информатики, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как базового учебного предмета. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ осуществляются определенными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе - поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах, явлениях живой и неживой природы, либо о различных ситуациях или литературных материалах, исторических источниках. Помимо этого, изучение информационного аспекта любой предметной области, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием ИКТ прерогатива курса информатики в области: изучения информационных аспектов любого рассматриваемого явления или процесса, описываемого тем или иным учебным предметом; изучения и осуществления сбора и обработки информации об изучаемом или исследуемом процессе, выявления форм и методов их осуществления; осуществления адекватного выбора (относительно оригинала) и реализации средств моделирования и формализации изучаемых или исследуемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей процессов, явлений живой и неживой природы; Объявление: выявления различных способов продуцирования учебной информации и создания информационного ресурса современными средствами информационных и коммуникационных технологий; В настоящее время ряд научных исследований, направленных на разработку концептуальных положений развития предметной области информатики, позиционируют свои идеи в рамках отдельного научного направления подготовка кадров информатизации образования в аспекте развития содержания и методики обучения информатике и ИКТ. Эти исследования ориентированы на развитие содержания и методики подготовки кадров, способных осуществлять информатизацию в учебном заведении, и компетентных в области прикладных аспектов информатики, применения средств ИКТ. При этом определенное значение приобретает междисциплинарная специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)». Выпускник получает квалификацию «информатик (квалификация в области)». Эта специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02 марта 2000 г. В настоящее время разработаны квалификационные характеристики выпускника по этой специальности, составлен перечень областей применения: экономика, юриспруденция, политология, психология, социология, образование, лингвистика, психология, экология, гуманитарносоциальные области. Также ведутся научнометодические исследования, направленные на лицензирование и других областей, в которых применяются профессиональноориентированные информационные системы для реализации возможностей информационных технологий в соответствии со спецификой области. Разработаны также учебные планы и программы по большинству из вышеперечисленных областей специальности «Прикладная информатика». Помимо вышеотмеченного, в современных научнопрактических исследованиях определено, что информатик (с квалификацией в области) – это специалист, который получил специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессиональноориентированных информационных систем, созданных для конкретной предметной области (экономики, юриспруденции, социальной, лингвистики, образования и др.). Этот специалист должен являться профессионалом в области применения информационных систем, решать функциональные задачи и управлять информационными потоками данной предметной области с их использованием. При этом объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются: • информационная деятельность, информационное взаимодействие, информационные процессы, которые определяются спецификой конкретной предметной области; В настоящее время определены также функциональные возможности профессиональноориентированных информационных систем в соответствующей предметной области. Так, например: • в области экономики информационные системы ориентированы на различные сферы использования: в административном управлении, в банковском деле, в страховом деле, в налогообложении, в бухгалтерском учете и аудите, в фондовом рынке, в антикризисном управлении, в таможенном деле, в оценочной деятельности, в маркетинге и рекламе; Помимо вышеозначенных аспектов подготовки специалистов в области прикладной информатики (по областям), выделены виды профессиональной деятельности. При этом основными видами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) является информационная деятельность, деятельность по осуществлению информационного взаимодействия, деятельность по продуцированию информационного продукта, организационноуправленческая, проектнотехнологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, эксплуатационная деятельность (в аспектах конкретной предметной области). Выделены также задачи профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области): • реализация и внедрение методов и средств информатики и ИКТ в соответствующую предметную область; Продолжаются также научные разработки, направленные на детализацию и конкретизацию квалификационных требований, предъявляемых к информатику (с квалификацией в области), который должен не только осуществлять профессиональную деятельность, но и уметь решать задачи, соответствующие его квалификации. Он должен обладать при этом: специальной подготовкой в соответствующей предметной области; знаниями перспективных средств ИКТ, ориентированных на проектирование, создание, анализ и сопровождение профессионально-ориентированных информационных систем; подготовкой в области специализации, определяемой перечнем дисциплин из предметной области и из области информатики и ИКТ; способностью прогнозирования, моделирования и осуществления информационных процессов в конкретной предметной области; умением выполнять научнопрактическую деятельность по развитию профессиональноориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла; знанием основных тенденций развития, связанных с изменениями условий в области применения информационных систем. В существующей практике подготовки специалистов в области прикладной информатики (более чем в 300 вузах России) установлен перечень знаний, умений и областей опыта работы специалиста. Информатик (с квалификацией в области) должен уметь: формулировать и решать задачи проектирования профессиональноориентированных информационных систем с использованием средств ИКТ, в том числе их функционирования в локальных и глобальной сетях; ставить и решать задачи, связанные с организацией и совершенствованием интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой, в том числе с выбором интерфейса; формулировать основные профессиональные, содержательные и техникоэкономические требования к проектируемым профессиональноориентированным информационным системам; внедрять профессиональноориентированные информационные системы в данную предметную область; пользоваться методиками анализа и методами системного анализа своей предметной области; методиками проектирования, создания и использования профессионально-ориентированных информационных систем, в том числе реализованных на базе реализации возможностей Web-ориентированных платформ. Информатик (с квалификацией в области) должен иметь опыт: работы с основными объектами, явлениями и процессами данной предметной области, включенными в информационную систему и связанными с использованием методов их научного исследования; разработки проектных решений информационных систем и их реализации на базе соответствующих инструментальных средств обслуживания пользователей информационных систем; работы с программнотехническими средствами интерактивного диалога пользователя с профессиональноориентированными информационными системами. Вышеотмеченное определяет необходимость, вопервых, научного обоснования содержания подготовки специалистов в перечисленных выше областях прикладной информатики, вовторых, разработки комплекса учебных планов и программ для осуществления профессиональной подготовки в области информатики, информационных систем, а также в области применения последних, что в свою очередь, связано с продолжением исследований по уточнению квалификационных характеристик данной специальности. Таким образом, информатик (с квалификацией в области) имеет дело с профессиональноориентированной информационной системой (оболочкой), которую он как специалист должен уметь спроектировать, разработать и создать методику ее применения. Кроме того, он должен уметь разрабатывать специальные программные средства, информационное обеспечение и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержку функционирования конкретных процессов в области их применения. Вышеизложенное требует разработки перспективных исследований как в области содержания подготовки и научнометодических разработок, так и программных реализаций информационных систем, направленных на: • выявление дисциплин специализации для данной области применения методов информатики и профессиональноориентированных информационных систем; |
< Предыдущая | Следующая > |
---|