Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Система непрерывного образования

Подготовка кадров информатизации образования в системе непрерывного образования

Автор: И.В. Роберт

Современный период информатизации образования требует развития методики формирования научных основ информатики, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как базового учебного предмета. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ осуществляются определенными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе - поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах, явлениях живой и неживой природы, либо о различных ситуациях или литературных материалах, исторических источниках.

Помимо этого, изучение информационного аспекта любой предметной области, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием ИКТ  прерогатива курса информатики в области:

изучения информационных аспектов любого рассматриваемого явления или процесса, описываемого тем или иным учебным предметом;

изучения и осуществления сбора и обработки информации об изучаемом или исследуемом процессе, выявления форм и методов их осуществления;

осуществления адекватного выбора (относительно оригинала) и реализации средств моделирования и формализации изучаемых или исследуемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей процессов, явлений живой и неживой природы;

Объявление:

выявления различных способов продуцирования учебной информации и создания информационного ресурса современными средствами информационных и коммуникационных технологий;
обоснование принципов диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых на основе использования средств информационных технологий.

В настоящее время ряд научных исследований, направленных на разработку концептуальных положений развития предметной области информатики, позиционируют свои идеи в рамках отдельного научного направления  подготовка кадров информатизации образования в аспекте развития содержания и методики обучения информатике и ИКТ. Эти исследования ориентированы на развитие содержания и методики подготовки кадров, способных осуществлять информатизацию в учебном заведении, и компетентных в области прикладных аспектов информатики, применения средств ИКТ. При этом определенное значение приобретает междисциплинарная специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)». Выпускник получает квалификацию «информатик (квалификация в области)». Эта специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02 марта 2000 г.

В настоящее время разработаны квалификационные характеристики выпускника по этой специальности, составлен перечень областей применения: экономика, юриспруденция, политология, психология, социология, образование, лингвистика, психология, экология, гуманитарносоциальные области. Также ведутся научнометодические исследования, направленные на лицензирование и других областей, в которых применяются профессиональноориентированные информационные системы для реализации возможностей информационных технологий в соответствии со спецификой области. Разработаны также учебные планы и программы по большинству из вышеперечисленных областей специальности «Прикладная информатика».
В рамках научнометодических исследований создан определенный терминологический аппарат, в котором представлены основные понятия, определения, термины. Так, введено понятие «профессиональноориентированная информационная система». Ее рассматривают как совокупность: функциональных процессов и связанных с ними информационных процессов, специфичных для данной конкретной предметной области; средств, способов и методов, направленных на создание и применение технологий сбора, хранения, обработки и передачи информации, существенно зависящих от специфики конкретной области применения; средств и методов управления процессами решения функциональных задач, а также информационными, материальными и денежными потоками в конкретной предметной области. Такие информационные системы функционируют в очень широкой сфере современного общества: в системах микро, макро и мегаэкономики; в муниципальных, государственных, негосударственных и международных организациях различного назначения; в органах управления, в министерствах, ведомствах и подчиненных им организациях; в органах юрисдикции, в юридических и адвокатских консультациях, в судах, в правоохранительных органах; в экономических, банковских, налоговых учреждениях; в образовательных учреждениях; в общественных организациях, в ассоциациях и объединениях; на предприятиях различной организационноправовой формы; в органах охраны природы, распределения природных ресурсов и энергоносителей.

Помимо вышеотмеченного, в современных научнопрактических исследованиях определено, что информатик (с квалификацией в области) – это специалист, который получил специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессиональноориентированных информационных систем, созданных для конкретной предметной области (экономики, юриспруденции, социальной, лингвистики, образования и др.). Этот специалист должен являться профессионалом в области применения информационных систем, решать функциональные задачи и управлять информационными потоками данной предметной области с их использованием.

При этом объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:

•    информационная деятельность, информационное взаимодействие, информационные процессы, которые определяются спецификой конкретной предметной области;
•    содержательные аспекты профессионально рассматриваемых функциональных процессов и их отражение в информационных системах конкретной предметной области;
•    деятельность по выработке экспертного заключения на проектирование информационной системы конкретной предметной области;
•    информационные потоки, функционирующие в любой организации данной предметной области;
•    организационная и управленческая деятельность по обеспечению и внедрению средств ИКТ и оборудования, необходимого для обеспечения функциональных процессов данной предметной области.

    В настоящее время определены также функциональные возможности профессиональноориентированных информационных систем в соответствующей предметной области. Так, например:

•    в области экономики информационные системы ориентированы на различные сферы использования: в административном управлении, в банковском деле, в страховом деле, в налогообложении, в бухгалтерском учете и аудите, в фондовом рынке, в антикризисном управлении, в таможенном деле, в оценочной деятельности, в маркетинге и рекламе;
•    в области юриспруденции информационные системы ориентированы на выполнение оперативной деятельности в адвокатуре, в судебной экспертизе, в распознавании образов (в юридической деятельности), в арбитражном судопроизводстве.

Помимо вышеозначенных аспектов подготовки специалистов в области прикладной информатики (по областям), выделены виды профессиональной деятельности. При этом основными видами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области) является информационная деятельность, деятельность по осуществлению информационного взаимодействия, деятельность по продуцированию информационного продукта, организационноуправленческая, проектнотехнологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, эксплуатационная деятельность (в аспектах конкретной предметной области).

Выделены также задачи профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области):

•    реализация и внедрение методов и средств информатики и ИКТ в соответствующую предметную область;
•    проектирование и совершенствование структуры профессиональноориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла (создание информационно-логических и имитационных моделей объектов, процессов данной предметной области);
•    разработка информационного обеспечения в соответствующей предметной области;
•    интегрирование информационных систем из разных предметных областей в связи с необходимостью решения комплексных задач;
•    адаптация информационных систем к новым аппаратным и программным средствам;
•    постановка и решение оптимизационных задач, относящихся к данной предметной области;
•    применение методов системного анализа, программирования при адаптации информационных систем к данной предметной области;
•    экспертная оценка профессиональноориентированных информационных систем данной предметной области, приведение их к требованиям действующих стандартов, в том числе международных;
•    разработка интерфейсов для информационных систем данной предметной области, использующих разные стандарты;
•    использование распределенных информационных ресурсов данной предметной области при обеспечении информационной безопасности функционирования информационной системы;
•    экспертная оценка соответствия приобретаемого профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения данной предметной области требованиям государственного образовательного стандарта.

Продолжаются также научные разработки, направленные на детализацию и конкретизацию квалификационных требований, предъявляемых к информатику (с квалификацией в области), который должен не только осуществлять профессиональную деятельность, но и уметь решать задачи, соответствующие его квалификации. Он должен обладать при этом: специальной подготовкой в соответствующей предметной области; знаниями перспективных средств ИКТ, ориентированных на проектирование, создание, анализ и сопровождение профессионально-ориентированных информационных систем; подготовкой в области специализации, определяемой перечнем дисциплин из предметной области и из области информатики и ИКТ; способностью прогнозирования, моделирования и осуществления информационных процессов в конкретной предметной области; умением выполнять научнопрактическую деятельность по развитию профессиональноориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла; знанием основных тенденций развития, связанных с изменениями условий в области применения информационных систем.

В существующей практике подготовки специалистов в области прикладной информатики (более чем в 300 вузах России) установлен перечень знаний, умений и областей опыта работы специалиста.
Так, информатик (с квалификацией в области) должен знать: содержательные аспекты задач предметной области, методы и средства их решения; содержание и структуру информационных ресурсов и особенности их использования в условиях обеспечения информационной безопасности; методы адаптации профессионально-ориентированных информационных систем к изменяющимся условиям развития ИКТ; требования к надежности и эффективности информационных систем в области их применения; взаимосвязь информационных систем данной предметной области со смежными предметными областями; теорию, технологию разработки и эксплуатацию профессионально-ориентированных информационных систем, в том числе организацию и эксплуатацию информационных систем в смежных предметных областях.

Информатик (с квалификацией в области) должен уметь: формулировать и решать задачи проектирования профессиональноориентированных информационных систем с использованием средств ИКТ, в том числе их функционирования в локальных и глобальной сетях; ставить и решать задачи, связанные с организацией и совершенствованием интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой, в том числе с выбором интерфейса; формулировать основные профессиональные, содержательные и техникоэкономические требования к проектируемым профессиональноориентированным информационным системам; внедрять профессиональноориентированные информационные системы в данную предметную область; пользоваться методиками анализа и методами системного анализа своей предметной области; методиками проектирования, создания и использования профессионально-ориентированных информационных систем, в том числе реализованных на базе реализации возможностей Web-ориентированных платформ.

Информатик (с квалификацией в области) должен иметь опыт: работы с основными объектами, явлениями и процессами данной предметной области, включенными в информационную систему и связанными с использованием методов их научного исследования; разработки проектных решений информационных систем и их реализации на базе соответствующих инструментальных средств обслуживания пользователей информационных систем; работы с программнотехническими средствами интерактивного диалога пользователя с профессиональноориентированными информационными системами.

Вышеотмеченное определяет необходимость, вопервых, научного обоснования содержания подготовки специалистов в перечисленных выше областях прикладной информатики, вовторых, разработки комплекса учебных планов и программ для осуществления профессиональной подготовки в области информатики, информационных систем, а также в области применения последних, что в свою очередь, связано с продолжением исследований по уточнению квалификационных характеристик данной специальности. Таким образом, информатик (с квалификацией в области) имеет дело с профессиональноориентированной информационной системой (оболочкой), которую он как специалист должен уметь спроектировать, разработать и создать методику ее применения. Кроме того, он должен уметь разрабатывать специальные программные средства, информационное обеспечение и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержку функционирования конкретных процессов в области их применения.

Вышеизложенное требует разработки перспективных исследований как в области содержания подготовки и научнометодических разработок, так и программных реализаций информационных систем, направленных на:

•    выявление дисциплин специализации для данной области применения методов информатики и профессиональноориентированных информационных систем;
•    формирование перечня изучаемых дисциплин в конкретной области, специальных дисциплин и тематики выпускных квалификационных работ;
•    выявление основных функциональных обязанностей информатика (с квалификацией в области) в своей научнопрактической деятельности – что именно он анализирует, прогнозирует, моделирует, создает (информационные процессы и технологии в рамках профессиональноориентированных информационных систем):
•    методические разработки вопросов информационной безопасности (в аспекте информационноаналитического обеспечения).


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >