Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационное мировоззрение

Методика формирования информационного мировоззрения будущего учителя информатики в педвузе

Автор: С. Н. Касьянов

Становление информационного общества, изменения в современной социокультурной ситуации - формирование информационного (базирующегося на использовании компьютерных и информационных технологий) образа жизни человека, информатизация образования предъявляют новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки учителя. Одной из приоритетных задач педагогического образования выступает задача формирования целостной информационной культуры будущего учителя, особенно учителя информатики, поскольку именно он является для своих учеников непосредственным примером, образцом носителя информационной культуры. 

Сегодня понимание информационной культуры человека, все в большей степени опирается на слово «культура», а слово «информация» является уточняющим. Это объясняется тем, что в условиях глобальной информатизации всех сфер жизнедеятельности человека и общества, уже недостаточно только компьютерной грамотности  знаний и умений основных приемов работы с компьютером, применения различных информационных технологий для обработки, хранения и передачи информации, т.е. «кнопочнотехнологической» идеологии в понимании информационной культуры. Информационную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общей культуры человека, как необходимое условие существования и развития личности в условиях информационного общества, как культуру поведения личности в информационной среде. Информационная культура  целостная готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе, проявляющаяся в построении собственной информационной картины мира, определении личностной позиции, ценностного отношения к объектам, процессам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, регуляции собственной информационной деятельности, информационных взаимоотношений и взаимодействий.

Мировоззренческий компонент информационной культуры личности становится все более значимым, ключевым в структуре этого понятия. В работах С.Г. Антоновой, А.М. Атаян, Е.В Данильчук, К.К. Колина, И. А. Кузибецкого, Л.В. Нестеровой, А.Л. Семенова и др. рассматривается новое понятие “информационное мировоззрение”, возникновение которого связывается с пониманием определяющей роли информации и информационных процессов не только в технических системах, но и в природных и социальных (системноинформационный подход); с осознанием роли и значимости информации, информационных процессов и технологий в жизни человека, в развитии общества и человечества в целом.

Опираясь на эти исследования, определим информационное мировоззрение личности как целостную систему обобщенных взглядов на глобальную информационную среду, на роль и место в ней человека, а также основанные на этих взглядах ценностные ориентации, чувства, идеалы, которые определяют позицию личности по отношению к объектам, явлениям, процессам информационной среды и регулируют информационную деятельность личности.

В структуре данного понятия мы рассматриваем два аспекта. Когнитивный аспект информационного мировоззрения личности связан с построением собственной информационной картины мира, в основе которой лежит: понимание общих закономерностей протекания информационных процессов в системах разного рода  природных, социальных и технических (системноинформационный подход); освоение области информатики и информационных технологий как фундаментальной, метапредметной, кросскультурной области человеческого знания; осознание взаимосвязи, взаимовлияния информатики и других наук, диалога естественнонаучной и гуманитарной культур в этом контексте; понимание роли развития информатики и информационных технологий в современной научнотехнической революции, формировании информационного общества и др.

Объявление:

Аксиологический аспект информационного мировоззрения связан с актуализацией ценностносмысловой сферы в информационной деятельности личности: представление о юридических, этических и моральных нормах деятельности в информационной среде и опыт нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий и взаимоотношений; оценивание и выбор информации в познавательных целях, интересах творчества и личностной самореализации; критическое оценивание негативных проявлений в информационной среде  насилия, безнравственности, безвкусицы, девиантного поведения и др.; ответственность за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности, осуществление ее с пользой для других и общества; осознание существования границ применимости компьютерных технологий и приоритета ценности человеческой жизни, здоровья и личностного развития в человекомашинных системах; понимание позитивных и негативных последствий развития процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека и осознание необходимости преодоления проблем информационной экологии в условиях информационного общества.

Рассмотренная выше сущность информационного мировоззрения личности, формирующийся приоритет мировоззренческой направленности обучения информатике и информационным технологиям в школе (как в старом, так и в новом стандарте [2]) были положены нами в основу анализа современного образовательного стандарта педобразования по подготовке будущего учителя информатики [3] и существующей реальной практики его подготовки в педвузе. Этот анализ позволил выявить проблему недостаточной направленности профессиональной подготовки студентов – будущих учителей информатики на формирование их информационного мировоззрения, а также отсутствие адекватных, эффективных методик формирования.
В Волгоградском государственном педагогическом университете нами была разработана и апробирована методика формирования информационного мировоззрения будущего учителя информатики, в основе которой лежит этапная модель формирования. Первый этап – приоритет в формировании когнитивного аспекта информационного мировоззрения личности в базовых курсах – «информатика», «теоретические основы информатики», «программирование», «программное обеспечение» и др.. Второй этап – приоритет в формировании аксиологического аспекта в курсах «основы искусственного интеллекта», «компьютерное моделирование», «компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «социальная информатика» и др. Третий этап – приоритет в формировании профессиональнопедагогического аспекта информационного мировоззрения будущего учителя информатики в курсах «теория и методика обучения информатике», «информационные и коммуникационные технологии в образовании», а также в курсовых работах и педагогических практиках студентов.

Целевой компонент нашей методики включает следующую систему целей: глобальная  формирование целостной информационной культуры будущего учителя информатики (востребована обществом и коррелирует с целями, заложенными в школьном и педвузовском стандартах); этапная  соответствуют конкретным этапам формирования информационного мировоззрения; оперативные цели достигаются в рамках конкретного учебного материала, учебнопрофессиональных ситуаций; интегративная цель – формирование информационного мировоззрения  пронизывает весь процесс подготовки будущего учителя информатики.

Содержательный компонент нашей методики разрабатывался нами на следующих уровнях. Первый  уровень общего теоретического построения содержания включает в себя две взаимосвязанные области, структура которых была определена нами выше при характеристике понятия «информационное мировоззрение», его когнитивного и аксиологического аспектов. Второй  уровень учебного предмета (курса) реализуется в соответствующих курсах, представленных нами выше в этапной модели формирования информационного мировоззрения будущего учителя информатики, а также, с нашей точки зрения, необходима его поддержка в неинформатических курсах, таких как философия, современное естествознание, этика, право, культурология и др. Третий  уровень учебного материала связан с включением нами в содержание вышеперечисленных конкретных курсов, новых элементов, непосредственно направленных на формирование информационного мировоззрения будущего учителя информатики, что нашло отражение в разработке нами новых учебных программ этих курсов.
В процессуальном компоненте методики формирования информационного мировоззрения, при разработке ее опытноэкспериментальной реализации в качестве основной дидактической единицы нами была выбрана учебнопрофессиональная ситуация; была разработана типология учебнопрофессиональных ситуаций, направленных на формирование всех трех аспектов информационного мировоззрения студентов. Особое значение мы придавали разработке учебнопрофессиональных ситуаций, направленных на формирование профессионально-педагогического аспекта, поскольку именно формирование этого аспекта, в конечном итоге, показывает эффективность нашей методики, определяет готовность студентов  будущих учителей информатики к формированию информационного мировоззрения у школьников. Для этого на старших курсах нами реализовывался специальный исследовательский проект в рамках интеграции курсовой работы студентов, курса «теория и методика обучения информатике» и педагогической практики, где не только исследовалась одна из тем, связанных с формированием информационного мировоззрения, но и разрабатывались конкретные уроки по данной теме, которые далее проводились студентами во время педпрактики в школе. Для уроков готовились специальные электронные учебные продукты в виде HTML для поддержки учебного процесса, а также разрабатывались учебные электронные продукты силами самих учеников. В качестве тем выбирались, например, следующие: информатика как метанаука; системноинформационный подход как фундаментальный метод научного познания; человек и искусственный интеллект; Интернетзависимость; компьютерная преступность; компьютерная наркомания; виртуализация общения и другие.

Полученные в ходе опытноэкспериментальной работы данные по формированию информационного мировоззрения будущих учителей информатики в педвузе позволяют сделать вывод об эффективности разработанной нами методики.

Литература:

1.    Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография. – М.: – Волгоград: Перемена, 2002. – 230 с.
2.     Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. М.– 2004. – №4. – С.235
3.    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 032100.00 математика с дополнительной специальностью (информатика), квалификация учитель математики и информатики http://www.edu.ru/


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >