Оценка способностей по тесту Торренса |
Компьютерная Система Для Оценки Творческих Способностей На Основе Теста ТорренсаАвторы: О. Г. Берестнева, И. С. КострикинаАктуальность задачи оценки творческих способностей школьников, аби-туриентов и студентов не вызывает сомнений. Авторами разработана компьютерная система для оценки творческих способностей учащихся на ос-нове теста Торренса. Основываясь на понимании функционирования интеллекта как инте-грального процесса и учитывая влияние различных форм понятийного мыш-ления на некоторые характеристики сенсорно-перцептивной сферы, для компьютерной реализации нами был использован модифицированный вари-ант методики Торренса, предложенный М. А. Холодной. В отличии от стандартного варианта методики модифицированный вариант предоставляет более широкие возможности для оценки творческих способностей и особенностей познавательной деятельности учащихся. Например, имеется возможность исследовать особенности «эффекта когнитивной интегрированности» и «продуктивность познавательной деятельности в условиях работы с перцептивными стимулами». 3. Оригинальность (или творческая активность) – OR. Позволяет получить данные об особенностях образного мышления, отражает активность процессов словеснообразного перевода. Чем активнее словеснокатегориальный язык, больше нагляднообразных трансформаций. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, банальных или твердо установленных. 4. Степень преобразования стимула (или перцептивная активность) – ПС. Свидетельствует (косвенно) о степени зависимости испытуемого от заданного перцептивного поля, о склонности воспроизводить или изменять стимул. Этот показатель связан с принятием или неприятием задачи. Чем больше значение данного показателя, тем выше способность к обучению и способность вариативно решать различные задачи. 5. Конструктивная активность. Определяет степень сложности и разнообразия выполняемых визуальных преобразований, т. е. это способность испытуемого дополнять предлагаемый графический образ визуальными элементами, извлекаемыми из содержания зрительной памяти. Проведенные нами исследования показали, что высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Объявление: Основная сложность при обработке результатов теста Торренса состоит в интерпретации и оценке каждого из преобразованных графических стимулов. В связи с этим в компьютерную систему включен атлас типичных рисунков, полученный на основе анализа результатов тестирования школьников, абитуриентов и студентов.
удобный пользовательский интерфейс (интерфейс представляет стандартные Windowsкомпоненты); надежность в хранении данных (используются мировые стандарты доступа к базам данных); модифицируемость блоков программы (возможность изменять отдельные модули без изменения всей программы). Разработанный программный продукт представляет собой стандартное Windowsприложение, отвечающее всем современным требованиям программного продукта для операционных систем Windows 95/98/NT. Программа написана в среде Delphi 3.0 с использованием BDE (Borland Database Engine). Базы данных используются в стандарте Paradox 7.0. исследование развития одаренности учащихся; индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тест позволяет следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами; поиск и выявление школьников и студентов со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими тестами. Литература: 1. Берестнева О. Г., Кострикина И. С., Холодная М. А. Проблемы продуктивности интеллектуальной деятельности студентов с высоким уровнем развития психометрического интеллекта // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Том 1. Ярославль, 2001. С. 73–75. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|