Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Оценка способностей по тесту Торренса

Компьютерная Система Для Оценки Творческих Способностей На Основе Теста Торренса

Авторы: О. Г. Берестнева, И. С. Кострикина

Актуальность задачи оценки творческих способностей школьников, аби-туриентов и студентов не вызывает сомнений. Авторами разработана компьютерная система для оценки творческих способностей учащихся на ос-нове теста Торренса.

Основываясь на понимании функционирования интеллекта как инте-грального процесса и учитывая влияние различных форм понятийного мыш-ления на некоторые характеристики сенсорно-перцептивной сферы, для компьютерной реализации нами был использован модифицированный вари-ант методики Торренса, предложенный М. А. Холодной.

В отличии от стандартного варианта методики модифицированный вариант предоставляет более широкие возможности для оценки творческих способностей и особенностей познавательной деятельности учащихся. Например, имеется возможность исследовать особенности «эффекта когнитивной интегрированности» и «продуктивность познавательной деятельности в условиях работы с перцептивными стимулами».

Согласно описанию М. А. Холодной, процедура проведения обследования аналогична стандартному варианту методики Торренса в плане предъявления инструкции, сохранены графические стимулы. Многократное предъявление стимула до полного отказа испытуемого находить новые варианты завершения и называния стимула побуждало обследуемого постоянно преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи. Модифицированный вариант объединяет диагностику интеллектуальных особенностей в вербальной и нагляднообразной сфере. Как и многие другие проективные методики, тест Торренса основан на интерпретации графических стимулов, преобразованных испытуемым.

Для оценки особенностей познавательной деятельности в рамках этого теста используются следующие показатели:

1. Конечное количество рисунков (преобразованных графических стимулов) – KR, характеризующее потребность в получении новой информации. Этот показатель является наиболее информативным в отношении активности перцептивновизуальных форм интеллектуальной деятельности. Чем ниже значения показателя KR, тем ниже возможность выдвижения визуальных гипотез относительно неопределенных перцептивных стимулов. М. А. Холодная обозначает данный показатель как перцептивную ригидность.

2. Категориальная гибкость (или количество категорий) – KK. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность (или творческая активность) – OR. Позволяет получить данные об особенностях образного мышления, отражает активность процессов словеснообразного перевода. Чем активнее словеснокатегориальный язык, больше нагляднообразных трансформаций. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, банальных или твердо установленных.

4. Степень преобразования стимула (или перцептивная активность) – ПС. Свидетельствует (косвенно) о степени зависимости испытуемого от заданного перцептивного поля, о склонности воспроизводить или изменять стимул. Этот показатель связан с принятием или неприятием задачи. Чем больше значение данного показателя, тем выше способность к обучению и способность вариативно решать различные задачи.

5. Конструктивная активность. Определяет степень сложности и разнообразия выполняемых визуальных преобразований, т. е. это способность испытуемого дополнять предлагаемый графический образ визуальными элементами, извлекаемыми из содержания зрительной памяти. Проведенные нами исследования показали, что высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности.

Объявление:

Основная сложность при обработке результатов теста Торренса состоит в интерпретации и оценке каждого из преобразованных графических стимулов. В связи с этим в компьютерную систему включен атлас типичных рисунков, полученный на основе анализа результатов тестирования школьников, абитуриентов и студентов.
Таким образом, предлагаемая компьютерная система предназначена для автоматизированной обработки результатов теста Торренса с последующим сохранением результатов тестирования в базах данных.


Программа соответствует современным стандартам, основными критериями которых являются:

удобный пользовательский интерфейс (интерфейс представляет стандартные Windowsкомпоненты);

надежность в хранении данных (используются мировые стандарты доступа к базам данных);

модифицируемость блоков программы (возможность изменять отдельные модули без изменения всей программы).

Разработанный программный продукт представляет собой стандартное Windowsприложение, отвечающее всем современным требованиям программного продукта для операционных систем Windows 95/98/NT. Программа написана в среде Delphi 3.0 с использованием BDE (Borland Database Engine). Базы данных используются в стандарте Paradox 7.0.

Компьютерная система оценки творческих способностей на основе модифицированного теста Торренса может быть использована в высших и средних учебных заведениях в следующих целях:

исследование развития одаренности учащихся;

индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тест позволяет следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными            результатами;

поиск и выявление школьников и студентов со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими тестами.

Литература:

1. Берестнева О. Г., Кострикина И. С., Холодная М. А. Проблемы продуктивности интеллектуальной деятельности студентов с высоким уровнем развития психометрического интеллекта // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Том 1. Ярославль, 2001. С. 73–75.
2. Иванкина Л. И., Берестнева О. Г., Раточка Л. А., Кабанова Л. И., Дубинина И. А. Учет личностных и интелектуальных особенностей студентов как фактор повышения качества образования // Материалы II межвузовской научнопрактической конференции «Воспитание личности на рубеже веков: взгляд из Сибири». Томск.: Издво ТПУ, 2001. С. 72–74.
3. Берестнева О. Г., Кабанова Л. И., Иванкина Л. И. Учет  особенностей познавательной деятельности студентов как фактор повышения качества образования// Тезисы II межвузовской научнопрактической конференции “Воспитание личности на рубеже веков: взгляд из Сибири”. Томск, 2001. С. 120124.
4. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Издво ТГУ, 1983.
5. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking Princeton., N. Y., 1966
6. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психол. журнал. Т. 13. № 3. 1992.
7. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва: Издво «Барс»; Томск: Издво Томского унта. 1997.
8. Берестнева О. Г., Иванкина Л. И., Кострикина И. С. Построение образовательной траектории в зависимости от особенностей познавательной деятельности студента // Труды научнометодической конференции «Образовательные технологии: состояние и перспективы». Томск, 1999. С. 38–40.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >