Построение структуры учебного материала |
Построение Модели Логической Структуры Учебного Материала Как Компонента Технологии Компьютерного ОбученияАвтор: Е. А. АкуловаОдним из наиболее важных вопросов проектирования технологии компьютерного обучения предметам гуманитарного профиля является вопрос о построении модели логической структуры учебного материала. Совершенно очевидно, что использование нового средства обучения влечет за собой сознательную перестройку и других звеньев дидактической системы, в частности, отражается на содержании обучения, то есть на выборе учебного материала, без которого немыслим сам учебный процесс. При разработке модели логической структуры учебного материала гуманитарного предмета с ведущей функцией формирования способов деятельности (на примере изучения курса английского языка в техническом университете) нам необходимо было учесть, вопервых, специфику этого гуманитарного предмета, который трудно поддается формализации и алгоритмизации; а вовторых, особенности самого компьютерного обучения. В педагогической литературе, посвященной вопросам структурирования учебного материала, можно найти много методик составления подобных моделей для самых разных целей (Болотник Л. В., Соколова М. А., Беспалько В. П., Белкин Е. Л., Кислицкая И. С.). Неоценимый вклад в развитие этой темы внес А. М. Сохор, разработавший технологию построения структурных формул или графов в качестве моделей логических структур учебного материала. Таким образом, для построения модели логической структуры учебного материала нам необходимо: 1) выделить элементы структуры; Объявление: 2) определить отношения (или связи) между этими элементами. При выделении элементов структуры мы, вопервых, основывались на утверждении А. М. Сохора о том, что в качестве элемента структуры выступает понятие или суждение. Вовторых – на принципе, положенном в основу тематической модели структуры учебного материала (Болотник Л. В., Соколова М. А.) [1], а именно: «...в качестве элементов учебного материала могут выступать только такие части учебного материала, которые значимы с точки зрения их усвоения учащимися...». Проанализировав тему грамматики английского языка «Группа времен Continuous», мы выделили основные понятия и суждения, рассмотрение которых важно для усвоения данной темы. Оценив исходный уровень подготовки студентов, исключили из перечня элементов некоторые элементарные понятия. В результате анализа получилось 12 элементов структуры учебного материала: 1) группа времен Continuous; Теперь мы подошли к главному – выяснению связей между выделенными элементами логической структуры путем построения структурной формулы или, если рассматривать ее с математической точки зрения. Далее, чтобы перевести на родной язык глагол, употребленный в длительном времени, необходимо, в свою очередь, знать правила употребления этого времени, а также способы образования. Подобным же образом могут быть составлены модели структур других отрезков учебного материала. Здесь мы предполагаем, что наряду с темой «Группа времен Continuous» представлены также и другие грамматические темы: «Группа времен Indefinite», «Группа времен Perfect», структуры которых аналогичны описанной нами структуре, то есть выделяются аналогичные элементы и устанавливаются подобные же связи между ними. Наиболее важными нам представляются элементы, включающие в себя наибольшее количество других элементов, или, говоря другими словами, элементы, имеющие наибольшее количество связей с другими элементами, что хорошо видно из структурной формулы. Это значит, что именно на усвоение таких понятий должно обращаться внимание составителей системы заданий и упражнений. После установления элементов структуры, связей и отношений между ними проводится создание заданий для контроля. 1) установить связи между элементами структуры, являющиеся моделями тех связей, «... которые должны быть установлены в процессе обучения»; Литература: 1. Болотник Л. В., Соколова М. А. Тематическая модель структуры учебного материала // Проблемы педагогических измерений. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.2. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: «Педагогика», 1974. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|