Проблемы освоения педагогом идей информатизации образования в процессе повышения его квалификации. использование интернет-ресурсовАвтор: С. В. Богданова
В настоящее время в мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, в том числе образования. От уровня информационнотехнологического развития образования и его темпов зависит состояние педагогики, темпы развития следующих поколений и их роль в мировом сообществе, качество жизни в будущем.
Необходимо разрабатывать пути повышения результативности образования, вкладывая средства в разработку и внедрение новых информационных технологий, в технологии формирования и управления знаниями, в повышение квалификации и развитие информационной культуры самих педагогов. С другой стороны, в современном информационном обществе гуманитарные знания и образование приобретают все более важную роль. Информационные технологии оказывает сильное влияние на всю систему высшего образования, особенно в гуманитарной сфере. Таким образом, информационная культура является неотъемлемой частью общей культуры педагога, а управление знаниями является основополагающим фактором формирования современного общества и в первую очередь всей системы образования, в том числе новых педагогических технологий повышения квалификации.
В связи с очень быстрым процессом появления новых знаний и данных, а также их постоянным обновлением возникают проблемы с необходимостью непрерывного и дистанционного образования (ДО). В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.
Широкому распространению Интернеттехнологий в России мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей и преподавателей к использованию информационных технологий. Использование Интернета в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны использоваться как технические средства решения основных задач Управления знаниями в период формирования новых социальноэкономических условий жизни нашего общества.
Особый класс проблем ДО связан с разработкой отдельных курсов (и всей системы обучения) с целью повышения квалификации (ПК) преподавателей и учителей. Задача заключается в формировании совершенно нового принципа обучения и повышения квалификации, где традиционные функции как преподавателя, так и обучающегося должны кардинально измениться во всей схеме учебного процесса. Эта проблема в настоящее время во всем мире привлекает к себе самое пристальное внимание. Научнометодологические основы этой проблемы полностью еще не осознаны, и поэтому технологиям ДО ПК и управления знаниями предстоит длительный путь развития.
Интернеттехнологии пока решают ничтожно малую часть проблем ДО ПК. Если на уровне технических проблем (скорость передачи информации, мультимодальность, мультимедийность, интерактивность, дальность и широта охвата) уже сейчас имеются перспективные разработки, то на уровне человекомашинного интерфейса, эргономики, организационных решений, методологических и педагогических технологий (гуманитарные факторы) все разработки, в лучшем случае, находятся в зачаточном состоянии и требуют систематизации и интенсивного развития.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации разработало федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.».
Результатом реализации данной программы должно было стать развитие единой образовательной информационной среды в целях
1) повышения качества российского образования на основе использования новых информационных технологий; 2) предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.
Одним из положительных факторов в развитии вышеперечисленных проблем настоящее время является выполнение по заказу Минобразования программ создания единой образовательной информационной среды. В частности, Академия информатизации образования совместно со своими региональными отделениями активно участвует в реализации нескольких проектов в рамках НТП по этой тематике, а на базе ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова, только в текущем году было проведено пять конкурсов, предназначенных для развития научного потенциала вузов и других образовательных учреждений, что стимулировало возможности роста информационной культуры педагогов.
Особое положение занимает сельская школа. Даже по действующим нормативам сельские школы оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 %. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой как наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством. Перечисленные обстоятельства создают дополнительные препятствия для повышения качества образования в сельской школе, препятствуют выравниванию доступности в получении требуемого образования. Здесь одним из решений задач повышения квалификации является предложенная ИНИНФО технология телекоммуникационного обеспечения «ТВинформ». Начиная с 1998 года в ИНИНФО и АИО систематически ведется работа по использованию сети «ТВинформобразование», Министерство образования является заказчиком нескольких научнотехнических проектов по данной тематике, по созданию и обеспечению регулярной работы отраслевой сети информационного обслуживания организаций и учреждений дополнительного профессионального образования.
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженернопедагогических и руководящих работников школы, а также высших и средних профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. Однако сегодня лишь около 25 % из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.
По данным Минобразования; «в большинстве случаев нет даже возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, которая используется подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7?8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись.
Определенная работа велась на местах, в крупных городах и промышленных центрах, но это были лишь разрозненные усилия, которые носили частный характер и не могли существенно повлиять на реальное положение дел в школах страны». При этом необходимо отметить, что один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах ? на 10?15. Менее 2 % образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5 % образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть. Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что компьютерные классы на основе IBMсовместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами. На сегодняшний день менее 20 % школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся. Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников только начинает развиваться, как и разработка русскоязычных образовательных ресурсов. В настоящее время большинство вузов России имеет доступ в компьютерные сети, но уровень информатизации учебной и научной деятельности в большинстве из них еще низок. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить педагогам вузов России, относятся создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов. В этом случае вузы России могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для повышения квалификации преподавательского контингента учреждений среднего общего и профессионального образования. В использовании решений повышения информационной культуры педагога с помощью информационных и компьютерных технологий современный прогресс находится только на первой ступеньке своего развития. Например, то, что сегодня предоставляет Интернет в качестве обучения, в лучшем случае рассчитано на пользователя, уже хорошо знакомого с изучаемыми материалами, но если обучаемый приступает к изучению впервые, то у него возникают существенные проблемы.
Несмотря на все трудности, развитие информационной культуры педагога ? это интересный творческий период освоения им новых научных рубежей, который даст новые выдающиеся научные результаты. С точки зрения роста значимости личности российского педагога в мировом сообществе повышение его информационной и коммуникативной культуры означает реализацию его через личностно ориентированное творчество в своем развитии, раскрепощении сознания и получении новых знаний. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования, в том числе повышения квалификации. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
В настоящее время система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов не в полной мере защищает интересы обучаемых и педагогов, не обеспечивает гарантий в получении качественного образования как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях. С другой стороны, процесс лицензирования, аттестации и аккредитации излишне усложнен по технологии проведения. В этой связи одной из приоритетных задач информационной культуры в области образования на ближайшую перспективу является создание в стране единой независимой от органов управления образованием системы аттестации и контроля качества образования. Должна быть предусмотрена четырехуровневая система аттестации и контроля качества образования: на федеральном уровне, уровне федеральных округов и субъектов Федерации и на уровне образовательного учреждения.
Значительное разнообразие географических, этнических, культурных и других особенностей Российской Федерации делает особо важной проблему качества квалификации педагога как основы сохранения единства социокультурного образовательного пространства. При этом диагностика качества квалификации педагога как сравнительной категории должна опираться на разработку и использование единой методологии информатизированных средств оценки, принципов использования полученной информации, управления качеством знаний. Создание системы информатизированных баз данных по управлению знаниями, координация действий всех уровней системы повышения квалификации, вертикальная диагностика повышения квалификации – все это создаст условия для разработки информационной системы управления знаниями в области аттестации и контроля качества образования. Формирование и развитие такой системы в области образования для аттестации, диагностики и повышения квалификации педагога позволит резко повысить эффективность и качество его работы, создаст условия для получения объективной информации о качестве информационной культуры различных видов и типов образовательных учреждений.
Вузовская наука является неотъемлемой частью научного комплекса страны и составляет более 50 % его потенциала. Только в вузах и организациях Минобразования России работают около 200 тыс. человек профессорскопреподавательского состава и 20 тыс. научных сотрудников. Высшая школа представлена более чем в 300 городах Российской Федерации, причем научный потенциал сосредоточен преимущественно в вузах и их филиалах.
Как показал трехлетний опыт ИНИНФО по проведению конкурсов Минобразования по научнотехническим программам, менее четверти научнопедагогических работников высшей школы принимают участие в научных исследованиях, причем информационным обеспечением НТП в полной мере практически не пользуется ни один из педагогических коллективов, что диктует необходимость информатизации социокультурного и научнометодологического уровня педагогического состава вузов повсеместно.
Важнейшим условием успешной реализации государственной научнотехнической политики по информатизации образования России является концентрация научного потенциала на приоритетных направлениях науки и техники, реализация которых должна проводиться через современные методы повышения квалификации, основанные на передовых конкурентоспособных информационных технологиях управления знаниями, ведущие к формированию и развитию информационно развитого педагога, способного внести значительный вклад в социальноэкономическое и научнотехническое развитие страны и ее будущего поколения.
В области развития повышения квалификации педагога через использование интернет-ресурсов и сотрудничество образовательных учреждений с применением распределенных образовательных банков данных в ИНИНФО создан образовательный портал «Виртуальный университет», основной задачей которого является осуществление комплекса мер по созданию целостной системы межвузовских связей в области образования, охватывающей как международный, так и российский рынок образовательных услуг. В этой сфере в качестве приоритетных определены следующие направления:
• разработка и осуществление квалифицированными педагогами целевых инновационных программах и их участие в международных проектах и программах; • вхождение педагогов и педагогических коллективов в виртуальное образовательное сообщество в качестве партнеров; • развитие мобильности повышения квалификации и обеспечение участия вуза в подготовке высококвалифицированных специалистов; • взаимодействие педагогов в вопросах управления знаниями, создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников.
Кроме того, на базе Открытого университета им. М. А. Шолохова в 2002 году организован факультет информатики, специальность «Прикладная информатика». Университет готовит специалистов по всем формам обучения, выдает государственный диплом, в том числе ведется прием лиц, желающих получить второе образование, связанное с указанными выше проблемами. |