Обучение программированию |
Использование объектно-ориентированных сред логомиры и delphi для обучения школьников программированиюАвтор: А. И. ГазейкинаИзучение основ алгоритмизации и программирования является неотъемлемой и исторически первой частью курса информатики. При изучении псевдокодов и составлении алгоритмов для исполнителей учащийся работает в некоторой среде, где обитает исполнитель. Для него и составляются алгоритмы. При этом проблем с мотивацией обычно не возникает: если среда исполнителя реализована удачно, учащийся (как правило, это ученик 6–8 классов) с удовольствием управляет исполнителем, изучая посредством этого основные алгоритмические конструкции. Но при изучении языка Pascal у большинства учащихся совершенно закономерно возникает вопрос «зачем?». Ведь ученик видит, что большинство современных персональных компьютеров работает под управлением операционной системы Windows, а его учат создавать DOSприложения. Кроме того, в последние годы наблюдается падение интереса школьников к изучению программирования при достаточно устойчивом интересе к информатике вообще. В качестве одного из возможных вариантов решения этих проблем мы предлагаем следующий подход к изучению основ алгоритмизации и программирования. Гораздо больший интерес представляет объектноориентированный подход, при котором учащиеся знакомятся с объектами среды и учатся их программировать. Объекты среды могут принадлежать к одному из классов: Черепашка, кнопка, бегунок (регулятор числовых значений), текстовое окно, лист проекта, мелодия и др. Нужно отметить, что изучив даже минимальные возможности среды, дети могут создавать интересные, яркие проекты, что, безусловно, положительно сказывается на мотивации учения. При этом формируются важные понятия алгоритмизации и программирования: команда (инструкция), алгоритм, цикл и тело цикла, ветвление, процедура, параметры, рекурсия, переменная (глобальная и локальная), список. Но очень важно, что при работе в среде ЛогоМиры у учащихся происходит первичное формирование и таких фундаментальных понятий объектноориентированного программирования, как класс, объект, событие, инкапсуляция. При близком знакомстве с этой средой ее возможности кажутся безграничными, и некоторые учителя ограничивают изучение программирования в целом программированием в этой среде. Объявление: Для продолжения изучения основ программирования (классы с углубленным изучением предмета, профильное обучение и т. п.) логично использовать среду визуального программирования Delphi. В ее основе лежит язык Object Pascal, основанный, в свою очередь, на классическом языке Pascal, который, по общему мнению, для изучения и освоения программирования является наилучшим. В обучении школьников программированию в среде Delphi можно выделить несколько этапов. На первом этапе осваивается работа с визуальными объектами и создаются простейшие приложения. На втором этапе учащиеся изучают основные команды и конструкции языка Object Pascal и создают программы с использованием стандартных компонентов. Сначала это простейшие программы с использованием основных алгоритмических конструкций и типов данных, которые постепенно усложняются по мере изучения средств языка Object Pascal. Третий этап создание и разработка собственных новых компонентов ? под силу, как правило, лишь особо одаренным в плане программирования ученикам. Такой подход, на наш взгляд, позволит как минимум частично разрешить некоторые проблемы, связанные с обучением школьников основам алгоритмизации и программирования. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|