Компьютерная диагностика успеваемости |
О необходимости внедрения компьютерной диагностики успеваемости учащихся в процесс обученияАвтор: О. А. ЕрошеваСовременные экономические, политические и социальные условия развития нашего государства так или иначе оказывают влияние на изменения в восприятии школы обществом, в отношении общества к системе образования. Резкая критика в адрес школы дополняется пониманием ее значения в выживании страны и обеспечении ее развития. Это отражается как в выступлениях Президента страны В. В. Путина и министра образования РФ В. М. Филиппова, так и в выступлениях представителей различных социальных институтов. Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) предопределяет изменения во взаимоотношениях государства и школы, новые условия существования школы и ее возможности, которые проявляются, в частности, в следующем: • образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства; Из выше сказанного вытекает одна из актуальных задач современной школы организация эффективного текущего и итогового контроля образовательного процесса. Для выявления ресурсов, необходимых для решения указанной задачи, рассмотрим подробнее процесс обучения. • беседа; Объявление: Все указанные формы проверки результатов обучения имеют определенные положительные стороны. Однако они не свободны и от недостатков, самым большим из которых является наличие большой доли субъективизма и интуиции при оценке достижений учащихся. Другой не менее существенный недостаток состоит в ограниченных возможностях проведения анализа школьной успеваемости. Сравнение отметок отдельных учащихся, классов или школ, как показывают результаты многочисленных исследований, не дает абсолютного результата, поскольку отметки, выставляемые даже одним и тем же учителем за одно и то же задание, но в разные временные промежутки, различаются между собой (К. Ингенкамп. Педагогическая диагностика, с. 114). Приведем также мнение К. Ингенкампа по поводу оценки работ : «Даже небольшой анализ может показать, насколько абсурдно предположение, будто бы работы по математике оцениваются с большей точностью, чем работы по языку или любому другому предмету. И хотя верно то, что не может быть разногласий по поводу правильности решения, имеется бесчисленное количество возможностей получить правильный ответ, причем образцовыми могут считаться последовательность действий, теоретических посылок и дефиниций, точность чертежа» (Указ. соч., с. 114). Количество исследований, в которых доказана недостаточная объективность обработки письменных работ по всем предметам, столь велико, что здесь невозможно даже перечислить все фамилии авторов. Мы сошлемся на обобщение результатов исследований и список литературы по этому вопросу, содержащийся в книге К. Ингенкампа. Эти исследования позволили выявить ряд факторов, оказывающих воздействие на преподавателя при оценке письменных работ учащихся: • объем письменной продукции; Обобщая результаты проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что нельзя гарантировать объективность обработки традиционных письменных работ, а тем более устных ответов учащихся, если они оцениваются обычным способом. Одним из средств, позволяющих повысить объективность оценки, является педагогическая диагностика успеваемости, включающая в себя тесты, построенные по системе критериев, в которой определено, каким образом должен оцениваться тот или иной аспект усвоения. Этот инструментарий создавался в течение последних ста лет. Его исторически ориентированное описание можно встретить в трудах целого ряда исследователей. Они считают, что предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизительно в 1864 г. «scale books» (шкалированные книги) англичанина Джорджа Фишера. В 1894 г. Дж. М. Райс применял свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов. В 1908 г. был опубликован первый тест по арифметике. После того как Союз американских школьных советов в 1914 г. отстоял объективные методы оценки, США захлестнул бум тестов школьной успеваемости. Впервые появившись в нашей стране в 20-ые годы текущего столетия (М. С. Бернштейн, П. П. Блонский и др.), диагностика успеваемости нашла свое применение в профконсультационной работе, в исследованиях работоспособности и отчасти при оценке школьной успеваемости. Положение ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.) положило конец интенсивным исследованиям в области педагогической диагностики. Вопрос о возможности и целесообразности использования в школе диагностики был вновь поставлен лишь в 60-ые годы в связи с возрождением проблемы индивидуального подхода. Однако в системе образования в последнее десятилетие не наблюдается дальнейшего развития в области педагогической диагностики. Хотя в теории тестирования, методике тестов достигнуты значительные успехи, на школьной практике это практически не отразилось. Все перечисленное выше дает основания говорить об актуальности внедрения педагогической диагностики успеваемости в школьную практику. Более того, мы работаем над компьютерным вариантом педагогической диагностики успеваемости учащихся и считаем его наиболее перспективным и информативным, так как именно использование компьютерной диагностики успеваемости, построенной на основе выше указанной системы критериев, освободит учителя от значительной массы рутинной работы (в частности, проверки письменных работ) и предоставит ему возможность для творческой деятельности на основе объективного анализа полученных результатов. Благодаря средствам компьютерной диагностики у каждого учащегося происходит унификация контрольного задания, над чем часто безуспешно бьются учителя. Более того, самые универсальные компьютерные диагностические средства предлагают задания, сложность которых динамически изменяется в зависимости от ответа ученика. Это происходит до тех пор, пока с помощью заранее вычисленной вероятности не будет выявлен определенный уровень усвоения материала. И, наконец, на наш взгляд достаточно значимым преимуществом компьютерной диагностики успеваемости учащихся является структурированная статистическая информация, получаемая преподавателем после проведения диагностической процедуры. Данная статистическая информация предоставляет возможность увидеть сравнительный анализ всех этапов обучения как каждого обучаемого в отдельности, так и класса в целом, что делается учителями крайне редко (в основном изза недостатка времени). Анализ такой информации дает наглядную картину результатов обучения по теме, разделу или предмету, позволяет объективно оценить результаты своей работы, а также дает возможность проектировать свою деятельность. Более того, результаты компьютерной диагностики успеваемости, на наш взгляд, несут информацию, которая может быть использована всеми субъектами образовательного процесса, что и представлено в таблице.
Конечно, научные исследования компьютерной диагностики успеваемости относятся к числу актуальных и перспективных вопросов. Они требуют участия большого количества людей и средств, научных и организационных усилий. А между тем, ценность таких исследований бесспорна. Они помогают подключать учителей к применению более совершенных инструментов измерений и более надежных методов проверки. И на наш взгляд, использование этих диагностических инструментариев в процессе обучения дает возможность адекватно оценивать результаты процесса обучения, позволяет корректировать этот процесс и, несомненно, скажется на его качестве. В заключение хочется остановиться на некоторых результатах нашей работы. Так, результатом систематической и целенаправленной работы автора данной статьи и кандидата педагогических наук Л. И. Долинера стало учебное пособие «Педагогическая диагностика: методика составления тестов школьной успеваемости». Методика, обобщенная в данном пособии, сложилась в результате совместной работы с учителями различных школ г. Екатеринбурга и Свердловской области. В данном пособии приведены несколько вариантов тестов, выстроенных по предложенной методике. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|