Компьютерные технологии в эндоскопии |
Компьютерные технологии обучения специалистов в области эндоскопии и эндохирургии (основные особенности реализации)Авторы: Э. Р. Кундухова, Г. Г. Арунянц, Г. Н. АлександровВряд ли можно назвать на сегодняшний день более перспективную отрасль медицины по своей диагностической ценности и возможности проведения минимально травматичных оперативных вмешательств, чем эндоскопия и эндохирургия. Вот почему этому относительно молодому направлению в медицинской науке и практике уделяется так много внимания. Развитие эндоскопии и эндохирургии идет настолько бурно, что она постепенно вытесняет на второй план другие методы исследований, коренным образом меняет привычные подходы к лечению, хирургическую тактику, сам принцип оперативных вмешательств. В настоящее время в эндоскопии применяются аппараты, позволяющие с минимальным риском развития осложнений детально оценить состояние органа, производить прицельную биопсию, фото– и киносъемку, передавать изображение на экран, и даже производить рентген и ультразвуковую диагностику, компьютерную эндоскопическую оптическую когерентную томографию. Созданный в последнее время аппарат для цифровой архивации изображения позволяет хранить высококачественную видеоинформацию на дисках, обеспечивает максимальное удобство поиска и воспроизведения для сравнительной оценки. Особое значение приобрела эндоскопия в связи с развитием и совершенствованием эндоскопических операций, которые практически во всех областях вытесняют традиционные методы хирургических вмешательств. Последние научные разработки в этой области позволяют производить разрезы на основе компьютерного анализа электрического сопротивления тканей и коррекции параметров тока в зависимости от его изменения, что позволит в ближайшем будущем практически отказаться от использования шовного материала и клипс. Для удобства управления столь сложным эндохирургическим комплексом рядом компаний предложены модели компьютерного управления с помощью специального контрольного пульта на контрольноинформационном дисплее. Эффективное использование этих средств и развитие специальных технологий диагностики и лечения с их использованием возможно только при высоком уровне профессиональной подготовки специалистов. Но современный уровень и темпы развития научнотехнического прогресса диктуют не только новые требования к подготовке врача с обязательными навыками управления всем арсеналом компьютерного видеоэндохирургического комплекса, меняются принципы и подходы к самому процессу овладения данной технологией, основанному на строго чередующихся этапах или уровнях в зависимости от степени сложности. На первом этапе обучаемый познает разрешающие способности различных эндоскопических методов в целом, получает представление о возможных осложнениях, с тем чтобы в дальнейшем, свободно ориентироваться в каком конкретном случае какой эндоскопический метод окажется для пациента наиболее оптимальным с учетом показаний и противопоказаний. Прохождение этого уровня связано с накоплением достаточного багажа знаний по клиническим дисциплинам, поэтому предпочтительно преподавание цикла эндоскопии и эндохирургии на шестом курсе медицинского вуза. Положительным является применение на этом уровне с помощью компьютерных технологий в процессе занятий метода повторения нозологии по отдельным системам, включая краткий курс анатомии, физиологии, патанатомии, патфизиологии, диагностики, лечения, прогноза с подробным разбором возможностей эндоскопии по каждому конкретному вопросу. Обучаемый повторяет уже пройденный материал, но в аспекте новой задачи. Второй этап предполагает приобретение умения правильно визуализировать картину внутреннего органа, очагов поражения, максимально объективно оценивать макроскопические признаки, подбирать к ним наиболее подходящие описательные термины. Распознавание – узнавание – описание – основные навыки этого уровня обучения в эндоскопии. И здесь неоценимую роль играет обучение с помощью компьютерных систем, позволяющих предоставлять обучаемому для описания различные видеосюжеты и организовать контроль пройденного материала. Объявление: Четвертый этап – отработка умения формировать заключительный диагноз с обоснованием его данными дополнительных методов исследования (гистологического, цитологического и т. д.). Шестой этап – наиболее сложный и заключительный уровень обучения специалиста – освоение практических методов и приемов, приобретение навыков и умений планирования и проведения эндохирургической операции. Все шесть этапов обучения предопределяют широкое применения мультимедийных технологий, рассчитанных на работу зрительной памяти в процессе узнаваемости макроскопических признаков болезней, при их сортировке в процессе интерпретации и формирования основного диагноза, выполнения эндохирургических операций. Последний уровень предполагает использование виртуальных компьютерных технологий, с помощью которых максимально приближенно к реальности можно воспроизводить те или иные клинические ситуации, с реализацией возможных осложнений при неправильно примененной технике. Необходимо избегать формирования стереотипности мышления у будущего врача, что исключается при использовании значительного числа различных по своей природе комбинаций клинических ситуаций, предлагающих реализовать свое собственное решение с последующим разбором тактических и технических ошибок и возможных осложнений. Результаты проведенного анализа состава и особенностей задач обучения на отдельных этапах, используемой для этого информации, накопленного опыта использования компьютерных систем и технологий легли в основу создания системы автоматизированного обучения по курсу «Эндоскопия и эндохирургия» (САО «ENDO»), разрабатываемой под научным руководством авторов на кафедре «ИС в медицине и здравоохранении» СОГМА (г.Владикавказ). Укрупненная схема автоматизированной системы обучения «ENDO» приведена на рисунке. В основу при разработке САО «ENDO» был положен принцип последовательной реализации этапов: 1. Решение вопросов целеполагания в обучении: определение глобальных, промежуточных, конкретных целей в обучении, которые в свою очередь подразделяются на образовательные, развивающие, воспитательные. - самообучение (самоподготовка) и самоконтроль; 3. Выбор и составление функциональной схемы обучения, предусматривающей методику контроля знаний и организации обучения. Здесь используются условия выходного или входного контроля знаний. 1. Информация по курсу структурируется – представляется в форме законченных фрагментов с ограниченным числом новых понятий. - доступ по разделам, темам, подтемам и страницам. Этот метод используется при получении знаний по дисциплине «с нуля» и во всех случаях, когда важна последовательность изложения материала; Предусмотрено обращение к глоссарию, расшифровывающему отдельные понятия, встречающиеся в тексте курса, непосредственно из теста курса или из главного меню. Изображения, видеофрагменты и звуки вызываются при чтении с помощью специальных иконок в тексте курса. С помощью инструмента «История» возможен переход к любой из этих тем. В соответствии с модульным принципом курс разбивается на крупные тематические модули – «юниты» – основные образовательные и зачетные единицы учебного процесса. В свою очередь, «юниты» состоят из дидактических единиц – основных «юнитных» тем. Дальнейшая структуризация предметной области основана на применении подхода, позволяющего представить информационный объем темы списком новых, специфичных для данной области понятий, умений, фактов и утверждений. Ожидается, что эффективная машинная реализация САО «ENDO» с использованием современных ПЭВМ и информационных технологий позволит выйти на достойный уровень подготовки высококвалифицированных специалистов нового поколения по эндоскопии и эндохирургии. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|