Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Освоение новых информационных технологий





Освоение новых информационных технологий

Реализация принципа преемственности при освоении новых информационных технологий студентами математического факультета педагогического вуза

Автор: Л. В. Махрова

Начиная с 2000/2001 учебного года подготовка студентов математических факультетов педвузов в области информатики и информационных технологий ведется в рамках двух дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «032100 – Математика»: «Информатика» и «Информационные технологии в математике». На математическом факультете УрГПУ указанные дисциплины осваиваются на первом и на пятом курсах, в связи с этим возникает значительный разрыв при формировании целостного представления об информационных технологиях, что обуславливает необходимость установления логически обоснованной преемственности указанных дисциплин.

В нашей работе мы выделяем несколько уровней преемственности:

• методологический (уровень построения системы принципов и способов организации теоретической и практической деятельности);
• содержательный (уровень отбора, формирования, структуризации и систематизации содержания образования);
• методический (уровень методов, форм и способов при организации обучения);
• деятельностный (уровень умений и навыков);
• целевой (уровень соотношения целей на некоторых этапах) и др.

В рамках содержательного уровня можно выделить следующие подуровни реализации преемственности по объему (охвату) содержания:

1) преемственность ступеней образования (средняя школа – вуз);
2) преемственность внутри одной ступени (между классами, курсами);
3) преемственность межу различными дисциплинами (математика, физика, химия и т. д.);
4) преемственность тем внутри одной дисциплины (содержательные линии, например: линия уравнений в курсе школьной математики);
5) преемственность в рамках одной темы (связь между понятиями в рамках одной темы например, прогрессии: переход от арифметической прогрессии к геометрической).

Объявление:

По аналогии можно выделить подуровни на других уровнях.
Рассмотрим более подробно реализацию принципа преемственности на указанных выше подуровнях 2, 3, 4 и 5 на примере освоения новых информационных технологий студентами математического факультета.

Под преемственностью на содержательном уровне мы будем понимать принцип организации учебного процесса, согласно которому сохраняется последовательная связь и корреляция содержания каждой последующей ступени с содержанием предыдущей.

Для реализации преемственности мы предлагаем диалектикоконцентрический подход, суть которого состоит в том, что в содержании дисциплин, осваиваемых на разных этапах обучения, выделяются группы связанных понятий и умений – содержательные линии. При освоении материала на начальном этапе сразу производится акцентирование внимания студентов именно на тех аспектах, которые будут необходимы на следующих этапах; работа же на этих более поздних этапах начинается с повторения и восстановления изученного ранее, что и становится отправной точкой для дальнейшего продвижения.

В курсах «Информатика» и «Информационные технологии в математике» нами выделено пять содержательных линий, обеспечивающих преемственность:

• объектная основа современного программного обеспечения и общий порядок освоения новых программных систем (выявление объектов, изучение их свойств и реакций на события) – подход изучается на 1м курсе, применяется на 5м при освоении математических пакетов;
• создание и обработка текстов посредством редакторов: на 1м курсе осваиваются общие приемы обработки обычных текстов, осуществляется знакомство со встроенным редактором формул Microsoft Word; на 5м курсе изучаются специализированные текстовые редакторы для набора технических и математических текстов;
• визуализация: на 1м курсе – освоение работы в графическом редакторе, построение графиков и диаграмм в Microsoft Excel, работа с графическими объектами в MathCAD; на 5м курсе – графическая визуализация и анимация для представления результатов моделирования;
• освоение работы в специализированных математических пакетах: на 1м курсе – MathCAD2000 (основы работы в пакете, решение задач высшей математики); на 5м курсе – освоение программирования в MathCAD, а также знакомство с пакетами компьютерной алгебры (Matematica, Derive, Maple V);
• математическое моделирование: на 1м курсе – знакомство со структурой и порядком построения математической модели; построение простых моделей средствами пакетов Microsoft Excel и MathCAD; на 5м курсе – решение задач моделирования, описываемых дифференциальными уравнениями, системами уравнений и т. п. с выбором того программного средства, в котором модель реализуется оптимальным образом.

На математическом факультете УрГПУ разрабатываются учебнометодические пособия, призванные реализовать преемственность в рамках выделенных содержательных линий. Заканчивается разработка материалов, обеспечивающих одну из перечисленных линий – освоение специализированных математических пакетов. Часть, предназначенная для 1-го курса, уже прошла апробацию и внедрена в учебный процесс факультетов математики и информатики; материалы для 5курса готовятся к публикации.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >