Условия открытого образования |
Новая парадигма организации учебного процесса по информатике в условиях открытого образованияАвторы: Н. И. Пак, И. Ю. Степанова, Л. Б. Хегай, Т. А. ЯковлеваВ современном обществе совершенно очевидна необходимость принципиально нового подхода к образованию как к сверхсложной самоорганизующейся системе. Овладение информационной деятельностью не может идти изолировано, в рамках узкопредметной области. Необходима специальная объектноориентированная среда, интегрирующая различные предметные области. Поэтому проблема формирования новой информационной образовательной среды школы становится ведущей при создании эффективных условий информационной деятельности учащихся. Под информационной образовательной средой школы понимается часть информационного образовательного пространства школы, интегрирующего урочную и внеурочную деятельность учащихся. Построение информационной среды школы требует выявления нескольких уровней: содержательного, организационного, технологического, административноуправленческого. - система учебных заданий (практикоориентированных учебных проектов); Объявление: На организационном уровне информационная образовательная среда школы должна включать следующие компоненты: - систему учебных предметов; В информационнообразовательной среде школы ключевым звеном выступает курс информатики, который претерпевает существенные изменения в нескончаемых дискуссиях о его содержании, структуре и месте в общеобразовательном базисном плане. Однако функционирование школьного курса информатики в рамках классноурочной системы, ограниченность курса временными рамками в силу его специфики не позволяют реализовать полноценную информационную деятельность школьников. Быстрая эволюция взглядов на предметную область информатики, цели и содержание ее школьного курса, относительная слабость и неравномерность материальной базы информатизации в системе общего образования, делают актуальными исследования по совершенствованию обучения школьной информатике с помощью привлечения возможностей дополнительного, в том числе и дистанционного образования. В настоящее время в обучении информатике определились две составляющие: теоретическая – изучение основ информатики и практическая – изучение основ информационных технологий. Cложились все предпосылки к расширению задач обучения информатике в общеобразовательной школе и переходу к полноценному общеобразовательному курсу, способному оказать существенное влияние на формирование у школьников современной научной картины мира, развивать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией и тем самым готовить к полноценной жизни и деятельности в современном информационном обществе. В системе дополнительного образования в области информатики и информационных технологий создаются условия для формирования целостного миропонимания и информационного мировоззрения, обеспечения новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, необходимых выпускнику школы в реальной информационной среде обитания и продолжения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения. Сферы дополнительного и дистанционного образования обладают рядом преимуществ по сравнению с обучением в рамках традиционного учебного процесса по базовым дисциплинам. Обладая большей свободой в отборе содержания, форм, методов и средств обучения, здесь удается сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностноориентированного обучения. Однако дополнительное и дистанционное образование в школе нередко является самостоятельной образовательной отраслью, зачастую оторванной от целей и задач основного учебного процесса. В условиях интеграции целей, задач, содержания, методов и средств обучения информатике в рамках базового курса и школьного дополнительного и дистанционного образования информатика приобретает свойства открытой системы. Ее содержание может быть сформировано, расширено и углублено в единой структуре базового и дополнительного образования в соответствии с выбором каждого учащегося собственной образовательной траектории. Практический опыт реализации курса информатики c использованием новых педагогических технологий в условиях глобальной информатизации и развития телекоммуникаций позволяет выделить три модели: 1. Интегрированный курс во взаимосвязи курса информатики с системой дополнительного образования. Наибольшую эффективность образовательный процесс приобретает в условиях интеграции указанных моделей. Такую обобщенную модель назовем «открытый курс информатики». Основными принципами формирования содержания курса информатики становятся: нелинейность, расширяемость, распределенность. В содержании курса выделяются три основные линии: информация и информационные процессы; компьютер, принципы его устройства и функционирования; информационные системы (средства и способы работы с информационными объектами). Развитие понятий каждой линии строится по дидактической спирали и включается в процесс обучения в соответствии с осваиваемой школьниками информационной деятельностью. Модель представления знаний открытого курса содержит две компоненты. Базовая (обязательная) компонента связана с обязательным минимумом знаний и умений школьника по предмету в рамках образовательных госстандартов. Местная компонента нацелена на углубление и расширение базового уровня образования за счет существующего в данной школе кадрового и материального обеспечения, профиля школы, а также дополнительных, дистанционных образовательных услуг в информационной среде школы. 1) Классноурочный блок (традиционное обучение); Открытый курс требует новой организации учебного процесса на школьном, региональном и федеральном уровнях. На каждом из них формируется образовательный комплекс, обеспечивающий образовательный процесс по единым планам и учебным программам, согласно соответствующим уровням. По сути образовательный процесс формируется в рамках демократической иерархической структуры, каждое звено которой имеет двойственный характер. С одной стороны, унифицируется учебный процесс на каждом из уровней, с другой – он вариативен (в силу отрытой архитектуры модели знаний курса информатики) для каждой отдельной территории, школы, класса. В новой модели открытого курса изменяется роль учителя. Он является связующим звеном в цепочке «центршколапредмет», и ему предназначается роль тьютора и организатора самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Учитель помимо своей обязательной традиционной работы как предметника координирует и организует проектную деятельность школьника, реализует дистанционные формы обучения. Он нацеливает ученика на обучение методам и способам познания и добывания знаний, на развитие их умений применять их на практике во внеучебной профессиональноориентированной деятельности. Учителю информатики в школе в значительной мере принадлежит роль организатора информационной образовательной среды. По всей видимости, подобная ситуация потребует пересмотра целей и содержания подготовки будущих учителей в педагических вузах. Наиболее эффективной формой организации междисциплинарной информационной деятельности в рамках открытого курса являются телекоммуникационные проекты. Проект как педагогическое средство обучения направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, развитие у ребенка исследовательских навыков, создание учащимися конечного продукта (результата) творческой деятельности. Проектная деятельность должна носить непрерывный, систематический характер и объединять все организационные компоненты информационной образовательной среды школы. Проектный центр создает предпосылки для открытости всего образовательного процесса школы и обеспечивает полноправное вхождение в информационное образовательное пространство различных уровней: регионального, федерального и международного. На каждом из этих уровней формируется централизованная образовательная метаструктура (проектный центр на базе одной из школ, вуза или специального Центра при департаменте образования), обладающая мощными централизованными образовательными ресурсами и координирующая проектную деятельность в телекоммуникационном дистанционном режиме. В открытом курсе информатики изменяются и педагогические средства обучения. Теперь в дополнение к собственным средствам обучения школы создается объединенный педагогический ресурс коллективного пользования в виде централизованных электронных учебников, методических рекомендаций, компьютерных тестов и т. п. на районном, региональном и федеральном уровнях. Особенностью этих средств обучения является то, что они представляют открытые системы. Концепция создания электронных учебников, тестов (как открытых систем) связана с WWWтехнологией, готовностью любого эксперта к их постоянному обновлению, содержательному наполнению и целевому использованию. Новая модель организации учебного процесса в условиях открытого образования представляется полезной и перспективной. Реализация модели открытого курса информатики на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном, международном) позволит: - осуществить массовое внедрение в учебный процесс дистанционных форм обучения на основе сетевых технологий; Исследования и анализ результатов экспериментальнопоисковой реализации отдельных элементов модели открытого курса информатики в ряде школ Красноярского края показали повышение уровня информационной культуры учащихся, усиление мотивации к углубленному изучению информатики. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|