Использование VBA |
Использование VBA при изучении основ алгоритмизации и программированияАвтор: Е. Б. СтариченкоНа сегодняшний день тема «Алгоритмизация и основы программирования» остается одной из центральных практически в любом курсе информатики в среднем и среднеспециальном учебном заведении. Однако у учащихся наблюдается заметное снижение мотивации при ее освоении, что связано, вопервых, с большим разнообразием современного прикладного программного обеспечения, позволяющего решать практически любые задачи, не прибегая к программированию; вовторых, с трудностями освоения языка с формализованным синтаксисом и, наконец, втретьих, необходимостью изучения специфической среды программирования – все это вызывает определенные затруднения у студентов непрофильного (с точки зрения информатики) учебного заведения. В связи с этим актуальными оказываются поиски методических подходов, которые, с одной стороны, позволяли бы выполнить требования образовательных стандартов и познакомить учащихся с основными идеями и элементами программирования, а, с другой стороны, обеспечивали бы логическую и операционную связь с освоенным ранее пользовательским программным обеспечением. В курсе информатики, построенном на основе системнообъектного подхода, суть которого излагалась в наших предыдущих работах [1–3], нами предпринята попытка разрешить эту проблему исходя из возможностей пользовательских продуктов фирмы Microsoft, в частности, текстового редактора Microsoft Word (97, 2000 или XP). Первоначально учащиеся, используя объекты текстового документа: символ, слово, абзац, документ и др. (предлагаемая нами методика объектноориентированного освоения Word представлена в работе [3]) – записывают последовательности команд средствами макрорекодера. Таким образом могут быть реализованы простейшие задачи на изменение свойств объектов, например: изменить кегль шрифта каждого третьего слова в первом абзаце, вставить символ после каждого пятого слова в третьем абзаце и т.п. На этом этапе вводится понятие алгоритма, исполнителя, системы команд исполнителя и формального языка. Конкретным исполнителем оказывается сам текстовый редактор, объектами обработки – объекты документа. Подход к понятию «язык программирования» осуществляется через запись на естественном языке последовательности действий, реализуемых затем в макросах. От естественного языка можно перейти к сокращенной записи команд – фактически учащиеся предлагают свою формализованную нотацию записи команд. В дальнейшем вводится понятие среды программирования и языка программирования на примере встроенного редактора макросов и языка Visual Basic for Application. На этом этапе вводится понятие «событие» и рассматриваются реакции известных учащимся объектов на события; вводится понятие «метод» и описываются методы, применимые к различным объектам; вводятся новые, ранее не встречавшиеся объекты (форма, окно, кнопка и др.). Ставятся и рассматриваются задачи, требующие минимального редактирования макросов, полученных с помощью макрорекодера. Приводится описание объектов и стандартных алгоритмических структур (цикл, ветвление и пр.) средствами VBA. Решаются усложненные варианты задач первой части, а также задачи, решение которых невозможно без непосредственного программирования средствами языка (например, применить ко всем абзацам произвольного текста то или иное оформление в зависимости от первого слова или имеющегося оформления текста). Мы усматриваем (и убедились в этом на практике) следующие положительные моменты изложенного подхода: Объявление: • он позволяет вернуться к изначальному смыслу понятия «алгоритм» как последовательности действий по обработке дискретной (и, следовательно, знаковой) информации, который был утрачен в школьных курсах информатики в связи с применением исполнителей типа «паркетчик», «чертежник», «черепашка» и др. – они не связаны напрямую с обработкой информации и корректнее было бы вести речь об управлении действиями объектов; Таким образом, оказывается возможным сделать освоение основ алгоритмизации достаточно «безболезненным» и даже интересным для учащихся среднего учебного заведения любого уровня. Литература 1. Стариченко Б. Е., Стариченко Е. Б., Данилина И. И. Нефедова Н. М. Системнообъектный подход в курсе информатики школы и колледжа. // Информатизация образования–2001. Мат. Всеросс. науч.практ. конф. / УрГПУ. Екатеринбург, 2001. С. 254–257. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|