Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Возможности медиаобразования

Использование возможностей медиаобразования в классах гуманитарного профиля

Автор: Е. В. Терещенкова

Переход от постиндустриального к информационному обществу, ознаменовавший начало XXI в., обострил проблему взаимодействия ребенка со средствами массовой информации. Все носители информации (телевидение, радио, печатные средства информации, компьютеры и др.) создают информационные потоки, обрушивающиеся на детское сознание. Объем учебной информации, получаемой ребенком в школе, в этом информационном потоке постепенно уменьшается. В итоге учащийся оказывается подверженным в основном воздействию средств массовой информации и информационным потокам сети Интернет.

В работах А. В. Алексеева, А. В. Гаврилина, Н. Н. Носкова и др. указывается, что в странах Западной Европы более тридцати лет назад возникло направление, связанное с привитием подрастающему поколению хорошего вкуса при потреблении продукции средств массовой информации. Как считает О. Нуррулаева, проблема медиаобразования представляется актуальной и для отечественной педагогики. По ее мнению, основными задачами медиаобразования являются подготовка учащихся к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, обучение школьника пониманию и осознанию ее воздействия на психику, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Анализ научнометодической и педагогической литературы показал, что в медиаобразовании существует несколько направлений: исследование возникновения информации, ее природы, обучение практическим приемам коммуникации, интеграции с учебными дисциплинами. Как утверждают В. А. Егоров, Д. А. Серветник, в настоящее время наиболее актуальным и приоритетным является последнее из указанных направлений медиаобразования – интеграция с учебными дисциплинами. При изучении тех или иных учебных дисциплин наряду с образовательными задачами этих дисциплин возможно решение и медиаобразовательных задач. В результате учащийся приобретает соответствующие знания, умения работать с информацией, давать ей необходимую оценку. По убеждению Д. Ш. Матроса, у ученика формируется способность критически воспринимать любую информацию, кроме того, такой личностью невозможно манипулировать, что отличает ее от сверстников, не владеющих этими навыками.

Как известно, существует проблема работы учащихся над документами (законами, актами, мемуарной литературой, статьями и т. д.). Каждый учитель старается выработать у школьников навыки такой деятельности в процессе учебы. Однако это подчас бывает трудно сделать в силу определенных ограничений, связанных со спецификой обучения школьников различных образовательных ориентаций.

В рамках нашего исследования мы акцентировали внимание на особенностях обучения учащихся классов гуманитарного профиля, которые, по мнению Л. М. Фридман, характеризуются особым построением речевых высказываний, проявляющимся в полноте, развернутости высказывания, его эмоциональной тональности, стремлении к описательности. Учащиеся гуманитарных классов способны ясно воспринимать природу и выражать формирующееся мироощущение и отношение к жизни в литературном творчестве. По мнению И. С. Саркисян, отличительными особенностями учащихсягуманитариев являются интерес и склонности к изучению предметов гуманитарного цикла (родной язык, литература, история и т. д.), уровень притязаний – средний или выше среднего, уровень развития психофизических функций – средний или выше среднего. Исследования В. Г. Маранцман доказывают, что у ребят, обучающихся в классах гуманитарного профиля, преобладает «художественный» тип восприятия информации, который предполагает создание ребенком собственного образа, максимально приближенного к авторской концепции.

Объявление:

Характерным отличием учащихсягуманитариев является и определенная способность к умственной деятельности, которая сказывается на восприятии поставленной задачи. Возрастная особенность конкретнообразных компонентов мышления сказывается у учащихсягуманитариев на том, что воздействие чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя), в результате чего происходит неравномерное сужение понятия, когда в его состав привносятся яркие, но несущественные признаки. Иначе говоря, ученик, давая верное определение понятию, перечисляя существенные признаки, при применении этих понятий опирается на другие, наглядно воспринятые, несущественные признаки. Кроме того, в работах О. И. Векслер акцентируется внимание на том, что школьники гуманитарной ориентации испытывают трудности при анализе причинноследственных связей.
Мышление «гуманитариев», считает Б. М. Теплов, характеризуется медленным обобщением; тенденцией мыслить несвернутыми умозаключениями; небольшой подвижностью мыслительных процессов: у них с трудом происходит переключение от одной умственной операции к другой; слабым стремлением к ясности, рациональности; тем, что мыслительный процесс не обладает обратимостью рассуждений.

Как видим, исследования ряда ученых (О. И. Векслер, В. Г. Марацман, И. С. Саркисян, Л. М. Фридман и др.) доказывают, что школьники гуманитарных классов отличаются психологическими особенностями мыслительных процессов, склонностями к изучению определенного круга учебных предметов (литературы, обществознания, истории, иностранного языка, философии и др.), имеют особый тип восприятия информации, поэтому обучение в этих классах строится соответствующим образом.

Опыт учителейпрактиков выявил огромные возможности медиаобразования в повышении эффективности обучения учащихся гуманитарных классов. И. С. Демин, например, считает, что в медиаобразовании заложен такой потенциал, который способствует формированию обобщенных структур и обобщенных способов деятельности, умений отбирать и систематизировать тематическую информацию.

Приведем пример использования возможностей медиаобразования на интегрированном уроке по обществознанию в девятом классе по теме «Виды законодательств». На уроке осуществлялась пролонгация теоретического материала с использованием компьютеров. Под руководством учителя обществознания ребята работали с учебником, текущей периодической печатью, хрестоматией по философии, источниками российского права, по которым отбирали материал для ответов на поставленные проблемные вопросы. Помимо того, учащиеся знакомились с формами и методами научной аргументации, получили представления о научном анализе литературы, научной логике. На этом же занятии с педагогом по информатике школьники отрабатывали приемы по нахождению, подготовке и передаче информации с использованием компьютерной программы «Законодательство Российской Федерации» и оформлению ее на базе текстового редактора Word. Учащимся предлагались задачи по различным отраслям права. При выполнении задания ученики должны были найти ту или иную правовую норму и прокомментировать решение. Ребята учились находить необходимые нормативные акты, используя компьютерную программу, и оформляли ответы в соответствии с требованиями. Документ, созданный учениками, сохранялся в текстовом редакторе Word в папке класса с именем «Право».

Таким образом, на данном уроке отрабатывались приемы по развитию умений учащихся работать с различными источниками информации: учебником, философским текстом, материалами периодической печати, нормативноправовыми документами и компьютерными программами. Кроме того, данный урок способствовал развитию творческих способностей учащихся гуманитарных классов, глубокому усвоению учебного материала с использованием различных средств, в том числе и компьютерных технологий.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: интеграция медиаобразования с общественными дисциплинами позволяет рационально сократить объем информации, предлагаемой учащимся, более четко систематизировать учебную информацию, создать представления о взаимосвязи изучаемых в школе предметов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >