Элементы дискретной математики |
Электронный учебно-методический комплекс «элементы дискретной математики»Авторы: Г. В. Шагрова, Т. А. KуликоваДискретная математика представляет собой важное направление в математике и является важным звеном математического образования. Она включена в перечень дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Знание дискретной математики сегодня необходимо не только для создания и эксплуатации комплексных интегрированных автоматизированных систем обработки информации и их математического обеспечения, но и в других областях естественных наук, например, при выявлении связей внутри сложных молекул, генетического кода, для установления психологической совместимости групп людей и т. д. Однако изучение данной дисциплины вызывает определенные затруднения у студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. Разработанный электронный учебнометодический комплекс «Элементы дискретной математики», ориентированный на внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих технологий, предназначен обеспечить изучение дисциплины «Дискретная математика». Целью и задачами данного учебнометодического комплекса являются знакомство с важнейшими разделами дискретной математики, приобретение навыков дискретного мышления и овладение методами дискретной математики для решения практических задач. Предлагаемый комплекс содержит теоретический материал, справочник и практикум по решению задач. На рисунке приведена его структура. Теоретический материал содержит необходимые сведения по разделам «Комбинаторика» и «Графы». В свою очередь, разделы разбиваются на темы, содержащие как материал, включенный в государственный стандарт и обеспечивающий минимальный уровень знаний по данной дисциплине, так и сведения для углубленного изучения. Каждая тема содержит решения типовых задач, приведенных в практикуме по решению задач «Примеры задач», который включает в себя и программу «Самостоятельная работа». Эта программа позволяет каждому студенту самостоятельно разобраться с предлагаемыми задачами различной степени сложности. Их можно решить как в тетради, так и с использованием стандартных программных средств. Полученный ответ вводится в отведенное для него поле. При введении студентом неправильного ответа ему дважды предлагается помощь, если и в этом случае не достигнут верный результат, то дается полное решение задачи. Таким образом, студент самостоятельно решает поставленные перед ним задачи и получает в случае ошибки необходимые разъяснения, работая в удобном для себя темпе. Комплект задач, входящий в программу «Самостоятельная работа», можно легко пополнять или изменять с помощью двух работающих независимо друг от друга программ: программы разработки заданий самостоятельной работы и программы просмотра. Программа просмотра включает четыре формы: основную, выбора количества заданий, выбора заданий и результатов. Объявление: В начале работы программы в диалоговом окне «Открытие пакета…» - пункт меню «Пакет/Открыть» необходимо выбрать пакет заданий – файл с расширением «.tst». После чего на экране отображается форма выбора количества заданий. В верхней части формы выводится имя пакета, например, «Дискретная математика», количество заданий пакета и предлагается выбрать количество просматриваемых заданий. По умолчанию в поле «Выбрать» указанно общее число заданий пакета, порядок которых генерируется случайным образом. В программе предусмотрена возможность выбора конкретных заданий из пакета и их количества. Вызов диалогового окна выбора заданий осуществляется нажатием на кнопку «Выбрать» формы выбора количества заданий либо выбором пунктам меню «Задание/Выбрать задания». После просмотра всех выбранных заданий на экран выводится форма результатов. Эта форма указывает имя пакета, общее количество просмотренных заданий, количество решенных без подсказки, с подсказкой и не решенных заданий. Нажав на кнопку «Повторить», пользователь может повторно выполнить задания данного пакета, на экране будет отображена форма выбора количества заданий. С пакетами заданий можно работать в локальной сети, за исключением одновременного редактирования одного и того же пакета заданий двумя пользователями в программе разработки пакетов заданий. Программа разработки пакетов заданий для самостоятельной работы включает две формы (основную и форму открытия/создания пакета) и содержит основное меню, панель инструментов, три закладки («Проектирование», «Просмотр», «Исходный код») и статусную строку. Кроме того, на панели инструментов представлены кнопки форматирования текста, такие, как: «полужирный», «курсив», «выровнять по центру» и т. д. «Проектирование» содержит поля выбора задания текущего пакета, текста задания, а именно: «Условие», «Подсказка» и «Решение», а также поля для ввода ответа и указания имени прикрепляемого демонстрационного файла, кнопку «Принять изменения» и поле для редактирования текста заданий пакета. «Просмотр» включает поля выбора заданий, текста задания, ввода ответа, указания имени файла демонстрации. «Исходный код» содержит поле редактирования текста пакета. Форма открытия/создания пакета заданий содержит поля для ввода имени файла, имени пакета, а также при необходимости поле ввода имени новой директории, которое по умолчанию совпадает с именем пакета, и стандартные окна для работы с файловой системой. Такая структура программы «Самостоятельная работа» позволяет легко изменять методику организации индивидуальной работы студентов при изучении того или иного раздела дисциплины. В электронном учебнометодическом комплексе «Элементы дискретной математики» предусмотрен тестовый контроль, который состоит из входного, текущего и итогового. Эти виды контроля позволяют систематически осуществлять обратную связь с обучаемыми, выявляя степень усвоения изученного материала, вовремя выявляя пробелы в знаниях. Весь материал, приведенный в электронном учебнометодическом комплексе, объединен в единую систему. Его можно при необходимости легко дополнять и обновлять. Он разработан в среде визуального программирования Borland Delphi 6.0. Графика и анимация выполнены в Macromedia Flash 4. Технологии Flash позволяют объединить в одном формате текст, графику, звук, анимацию и интерактивные компоненты. Тексты заданий самостоятельной работы выполнены с использованием языка разметки гипертекста, что позволяет создавать задания с поддержкой всех мультимедийных возможностей языка HTML, включая графику, анимацию, таблицы каскадных стилей (CSS), а также гиперссылки. Разработанный комплекс используется для изучения дискретной математики студентами факультета романогерманских языков, обучающимися по специальности «Информатика, теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в Ставропольском государственном университете. Он может также применяться при изучении раздела «Введение в дискретную математику» на специальностях «Психология», «Клиническая психология». Его материалы соответствует требованиям ГОСТа по специальности «030100 – информатика», курс может быть использован в очной, заочной и дистанционной формах обучения. Разработка электронного учебнометодического комплекса с помощью новых информационных технологий способствует внедрению в учебный процесс разнообразных форм и методик обучения и позволяет повысить эффективность изучения с помощью этого комплекса дисциплины «Дискретная математика» студентами гуманитарных специальностей вузов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|