Подготовка студентов – будущих учителей информатики в области телекоммуникацийАвтор: С. В. ЩербенкоИнформационная грамотность выпускников современного педагогического вуза в части информационных и телекоммуникационных технологий является необходимым элементом их подготовки. Без знаний возможностей указанных технологий и умений использовать их для решения своих профессиональных задач они не смогут эффективно работать в современном обществе.
Особенно важной является подготовка в этой области студентов – будущих учителей информатики призванных обеспечивать модернизацию российской системы образования на основе компьютерных и телекоммуникационных технологий [1]. С целью обобщения более качественной подготовки учителей информатики в области средств телекоммуникаций ученый совет МГОПУ им. М. А. Шолохова в соответствии с рекомендациями ИНИНФО [2] принял решение о введении специального учебного курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» со следующим основным содержанием: 1. Назначение, особенности, основные средства и классификация информационных и коммуникационных технологий, основные области их использования. 2. Информационные технологии в учебном процессе школы и вуза, информационные технологии в перспективной системе образования. 3. Возможности информационных технологий в дистанционном образовании. 4. Каналы связи и их назначение, типы каналов связи и их основные характеристики, методы разделения каналов, модемы, типы модемов, система модемной связи. 5. Топология систем передачи данных, дуплексный и полудуплексный режимы передачи данных, помехоустойчивое кодирование, протоколы системы передачи данных, семиуровневая система OSI/ISO. 6. Глобальная сеть Интернет, функциональные группы устройств в сети, системы радиопередачи, технология «ТВ–Информ». 7. Педагогические технологии и зависимость их эффективности от использования информационных и коммуникационных средств, дистанционное обучение, Webсайты образовательного назначения, виртуальный педагогический университет. Одновременно было принято решение об организации лабораторного практикума, поддерживающего этот курс и включающего следующие лабораторные работы: 1. Принципы построения электронных учебников и тестов. 2. Исследование среднескоростного модема и системы модемной связи. 3. Исследование циклических кодов. 4. Исследование приемника «ТВ–Информ». 5. Основное содержание и методика использования сервера «Педагогический виртуальный университет». Объем лекционного материала и лабораторного занятия по каждому из вышеперечисленных пунктов – два часа. Лабораторный практикум работ по курсу «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» должен формировать прочные знания, уме¬ния и навыки использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебной деятель¬ности в вузе. Применение активных методов обучения с учетом межпредметных связей позволяет активизировать учебную деятельность, индивидуализировать обучение, стимулировать инициативу и рост творческих возможностей студентов, полученные при этом знания и умения, закрепляются более успешно. Эффективность предлагаемой методики была проверена в ходе проведения педагогического эксперимента. Экспериментальная работа проводилась в 2002 г. в МГОПУ им. М. А. Шолохова со студентами V курса физикоматематического факультета. Эксперимент проводился на основе письменной контрольной работы, содержащей 35 вопросов. Результаты этого эксперимента представлены ниже. Представленные данные позволили сделать вывод о том, что подготовка студентов по информационным и коммуникационным технологиям, осуществляемая по разработанной нами методике, повышает уровень их знаний в этой области [3, 4]. Литература 1. Приказ МО РФ о концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Москва. 2002 г. 29 с. 2. Разработка модели педагога новой формации, ориентированного на подготовку кадров информационного общества с применением компьютерных телекоммуникационных технологий. / М.: ИНИНФО. 2001. 3. Костенко И. Е. освоение телекоммуникационных технологий в подготовке учителей по профилю «Информатика» // Педагогическая информатика. 2000. № 1. С.919. 4. Щербенко С. В. Повышение качества подготовки учителя информатики в педагогическом вузе за счет совершенствования содержания дисциплины информационной и телекоммуникационной технологии в образовании // Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем. Серпухов. 2002. |