Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Интеграция дистанционного обучения

Пути интеграции приемов дистанционного обучения в традиционную очную форму образования

Авторы: Э. Л. Носенко, А. А.  Кочубей, С. В. Чернышенко

Введение. Современный этап развития высшего образования в Украине характеризуется активным поиском путей модернизации высшего образования с учетом основных положений Болонского процесса. Одним из важнейших аспектов усилий по доведению содержания и организации высшего образования в Украине до европейских стандартов является обеспечение существенного повышения удельного веса самостоятельной работы студентов в процессе усвоения знаний. Аудиторная нагрузка студентов украинских высших учебных заведений все еще на треть превышает соответствующую нагрузку студентов европейских вузов. Отстает от европейских стандартов и уровень информатизации образования, использования в учебном процессе мультимедийных компьютерных технологий.

В поисках путей решения задач модернизации высшего образования коллективы вузов Украины начинают внедрять в учебный процесс новые информационные технологии. В ведущих вузах организованы Центры дистанционного обучения.

Созданный при Днепропетровском национальном университете Научно-методический центр Дистанционного обучения АПН Украины (2002г) поставил перед собой задачу разработать методологические основы для реализации концепции так называемого «распределенного» обучения («distributed» learning), идея которого была сформулирована английским исследователем C.Dede (1), предложившим термин «distributed learning», как «создание для студента условий для обучения в удобном для него месте, в удобное время», что и потребовало перераспределения усилий участников процесса передачи и усвоения знаний: преподавателя и студентов в направлении повышения роли методической работы преподавателей по подготовке учебных материалов и увеличения удельного веса внеаудиторной индивидуальной работы студентов при изучении материалов учебных курсов.

Коллективом сотрудников Днепропетровского национального университета, объединенных вокруг НМЦ Дистанционного обучения, под руководством авторов данной статьи разрабатывается подход к интегрированию приемов дистанционного обучения с использованием компьютерных технологий и Интернет-ресурсов в структуру традиционного очного обучения с целью улучшения управления самостоятельной работой студентов и обеспечения на этой основе снижения их аудиторной нагрузки. В статье рассматриваются конкретные методические решения данной задачи и их методологическое обоснование.

Постановка проблемы. Использование новых средств и приемов для передачи учебной информации и обеспечения ее усвоения и контроля требует осознания специфики познавательных механизмов и способов их активизации при самостоятельном изучении студентами учебного материала.

Объявление:

Решение проблемы. Выявление познавательных механизмов, которые необходимо активизировать для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов по усвоению знаний, может базироваться на моделировании в процессе обучения учебных действий следующих типов:

- воспроизводящих механизмы функционирования семантической памяти с присущей ей логической упорядоченностью иерархически организованных познавательных структур;
- обеспечивающих мультимодальное перекодирование учебного материала;
- создающих  условия для проблемно – ориентированного (а не фактологического) усвоения учебного материала;
- предусматривающих регулярное предоставление обучающимся информации о результатах их познавательных усилий как со стороны «виртуального партнера», персонифицированного с помощью компьютерных средств, так и со стороны реального преподавателя;
 - формирующих зону ближайшего когнитивного развития субъекта учения.

В  разработанном под руководством авторов статьи методическом пособии (2) раскрыт подход к реализации рассмотренной выше задачи моделирования учебных действий в условиях самостоятельной работы студента над материалом курса, который учитывает характеристики структуры экспертного знания. По аналогии со структурой экспертного знания в структуре интерактивных методик, предлагаемых студентам в процессе самостоятельной работы, предусмотрено обеспечение формирования трех баз знаний: понятийных (декларативных), процедуральных и исполнительных.

Предлагаемый авторами подход к разработке учебных материалов для самостоятельной проработки в целом ряде ключевых аспектов оказался  созвучным новейшим представлениям зарубежных исследователей,  сформулировавших ряд специфических характеристик так называемой е-педагогики» и соотнесенных с ними критериев оценки инновационности обучающих курсов такой направленности (3).

Основным условием обеспечения успешности самостоятельной работы студента над материалом учебного курса является стимулирование глубокой переработки учебной информации, оцениваемой с помощью поэтапного тестирования как неотъемлемого составляющего элемента процесса первичного ознакомления обучаемого с материалом курса. Последнее  должно осуществляться  путем привлечения обучающегося к решению проблемно – ориентированных учебных задач, раскрывающих смысл изученного материала.

С учетом вышеизложенного представляется возможным сформулировать следующие принципы разработки методик для стимулирования самостоятельной работы студентов:

1)    ориентированность заданий на обеспечение глубинной переработки учебной информации, предъявляемой в разных модальностях, что отражает множественность форм ментальных репрезентаций опыта познания;
2)    обеспечение условий для индивидуального экспериментирования и выполнения проблемных заданий исследовательского характера, т.е. реализацию деятельностно-экспериенциального подхода к обучению;
3)    обеспечение достаточного объема повторений материала курса, организованного иерархически и упорядоченного конструктивистски.

В качестве возможных методических приемов можно предложить:

 а) использование тезаурусных описаний понятийной базы учебных курсов и техники т.н. «концептуального картирования» (mind-mapping) для упорядочения базы концептуальных знаний;
 б) использование моделирования как метода разработки профессионально-ориентированных учебных задач;
 в) использование метода кейсов (описаний индивидуальных случаев) как основы для процедурализации концептуальных знаний;
 г) опору на индивидуальную рефлексию и апеллирование к личному опыту субъекта учения в процессе изучения материала курса;
 д) обеспечение поэтапной проверки усвоения материала каждого модуля (структурного элемента курса) с экспликацией его вклада в овладение материалом конкретной дисциплины и роли дисциплины в овладении специальностью.

Созданная в соответствии с рассмотренными выше принципами система интерактивных методик для стимулирования самостоятельной работы студентов по изучению материалов учебных курсов реализована на базе пакета программного обеспечения Европейской Модульной  Объектно-Ориентированной Учебной Системы для разработки дистанционных курсов и веб-сайтов «МООДУС» (английское название «MOODLE»), которая распространяется  как OpenSource – проект по лицензии  GNU GPL. Этот продолжающий развиваться проект поддерживает практически любую базу данных (в частности MySQL). На базе данной системы нами разработаны образцы аудио-визуальных лекций, задания для самоконтроля студентами первичного усвоения материала (выполненные на основе оригинального типа «включенных в учебный текст» тестов - «embedded tests»), разнообразные методики стимулирования мультимодального перекодирования подлежащего усвоению материала.

Заключение. В рамках каждой порции учебного материала, подлежащего усвоению, целесообразно спланировать выполнение студентом хотя бы по одному заданию следующих типов:

-    на синтезирование и интегрирование изучаемого материала в структуру индивидуального опыта студента;
-    на стимулирование работы студента с веб-ресурсами и выполнение на этой базе аналитических обзоров с целью расширения полученной в курсе базы знаний;
-    на обеспечение выполнения студентами конкретных заданий исследовательского характера, соотнесенных с изучаемым курсом.

Некоторое обобщенное представление об инновационности рассмотренного подхода к разработке методик стимулирования самостоятельной работы студентов над материалами учебного курса с использованием компьютерных технологий можно предложить со ссылкой на известные       «пять И» (4), которые должны прослеживаться при анализе содержания и построении учебного курса с использованием информационных технологий: интеракция (взаимодействие); интроспекция (индивидуальная рефлексия); инновация; интеграция (синтезирование изученного с личным опытом); и информация (умение пополнять изученное новым материалом).

 Список литературы

1.    Dede C. The evolution of distance education: Emerging technologies and distributed learning / С. Dede // The American Journal of Distance Education. 1996. Vol.10, № 2. P.4-36.
2.    Носенко Е.Л. Методичні прийоми забезпечення ефективності запам’ятовування інформації у дистанційному навчальному курсі /           Е.Л. Носенко, С.В. Чернишенко. Дніпропетровськ: Вид-во ДНУ, 2003. 86 с.
3.    Laird P.G. Integrated Solutions to e-Learning Implementation: Models, Structures and Practices at Trinity Western University. – Online Journal of Distance Learning Administration, Volume VII, Number III, Fall 2004.
4.    Hiltz S.R. Learning Effectiveness: An Overview. In J.Bourne and J.C.Moore, Eds. Online Education: Learning Effectiveness, Faculty Satisfaction, and Cost Effectiveness (Volume 2). Sloan Center for Online Education. Needham, MA., 2001.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >