Качество преподавания информатики |
Резервы качества в преподавании информатикиАвторы: О. В. Рогожникова, В. Н. Сыромятников, И.Е. ПодчиненовБолее чем 15летний опыт преподавания информатики с момента появления в России персональных компьютеров показывает, что проблема качества подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями на уровне требований рынка труда, остается острой. Конкретизируем вопрос обсуждения. Проблему качества будем понимать следующим образом. Отслеживая судьбу выпускников нескольких вузов (педагогического, экономического и инженерного) в первые годы работы, мы видим, что знания и навыки в области информационных технологий, полученные ими в вузе, оказываются недостаточными. Особенно ясно это видно при прохождении преддипломной практики. Именно в этом аспекте мы и будем понимать в данной работе проблему качества преподавания информатики в вузе. Попытки структурировать эту проблему приводят к достаточно сложной схеме причин и следствий, обсуждение которой может составить отдельную монографию. Одной из причин этой сложности является отношение студентов к предметам, связанным с информационными технологиями. Сегодня можно выделить две группы студентов по их отношению к информационным технологиям. К первой группе можно отнести студентов, имеющих внутреннюю, положительную установку к освоению информационных технологий. Типичный портрет такого студента или молодого специалиста можно составить по материалам многочисленных форумов в Интернете (а также по личным контактам преподавателя со студентами). Как правило, это уже работающие студенты. Подбор материала для изучения, собственно освоение материала они осуществляют в значительной мере самостоятельно. Потребность в преподавателе у них возникает в процессе решения конкретных проблем. Если такие студенты присутствуют в стандартной студенческой группе, изучающей информатику, то скорость и качество их учебы в разы превышает основной контингент. Второю группу представляет основная масса студентов, пассивно относящихся к информатике. Сегодня персональный компьютер доступен семье среднего достатка и постепенно превращается в элемент привычного интерьера. У представителей этой группы студентов отношение к освоению информационных технологий пассивное и базируется на формальном выполнении требований учебного процесса. Для представителей этой категории студентов характерно неуменье и нежелание работать на практических занятиях с учебнометодическим материалом. Это проявляется в типичном вопросе «А что мы сегодня делаем», хотя цель и задачи занятия расположены на экране компьютера. Для них характерно потребительское отношение к занятию. Преподаватель должен им показать учебные примеры. Один из резервов повышения качества подготовки студентов в области информационных технологий мы видим в преодолении пассивного отношения к дисциплине, другими словами, в переводе студентов из второй категории в первую. Сделать это можно всего двумя путями. Объявление: Первый – преломление мотивации студента из пассивной в заинтересованную путем подбора материала, разъяснения практической значимости каждого занятия по дисциплине и т.д. Один из способов решения такой задачи мы видим в определенной организации учебного процесса с использование элементов автоматизированного управления учебным процессом. 1. В начале каждого занятия студент регистрируется в базе данных и выбирает текущую методическую разработку. В этой технологии заложен большой потенциал: 1. Реализация индивидуальной формы обучения в зависимости от «скорости» прохождения материала. Немаловажно, что в режиме консультирования преподаватель может одновременно вести занятия в двух компьютерных классах, что решает ряд типичных вопросов по организации учебного процесса. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|