Интернет-сайт как дополнение к школьному учебнику |
Использование Интернет-сайта школы в качестве дополнения к школьному учебнику астрономииАвторы: Г. И. Аникина, Д. Ю. Клыков, В. В. Клыкова, Г. А. РомашоваВ средней общеобразовательной школе № 1903 г. Москвы (директор Аникина Г.И.) с участием сотрудников Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ проводится эксперимент по внедрению новых, в том числе разработанных авторами, средств обучения в процесс преподавания школьного курса астрономии. В ходе эксперимента выявились серьезные, на наш взгляд, проблемы.
Во-первых, материал ряда тем в используемых учебных пособиях (1, 4) является сложным для восприятия учащимися. Объясняется это, на наш взгляд, следующими причинами. 1. Известно, что современная астрономия для раскрытия сути наблюдаемых космических явлений и изучения небесных объектов использует весь арсенал современной физики, в том числе и теоретической. Курс физики общеобразовательной школы в результате происходящей модернизации образования существенно переработан, в результате чего полученных при его изучении знаний порою недостаточно для того, чтобы понять природу некоторых астрономических явлений и процессов. Так, например, в школе невозможно на достаточном научном уровне рассмотреть модели звезд и их эволюцию, так как в курсе физики учащиеся не знакомятся с таким понятиями, как «вырожденный газ», «энтропия» и т.п. 2. К настоящему времени сложился определенный стиль изложения материала в учебниках (на наш взгляд, довольно сухой), который условно можно назвать «повествовательнолекторский». Авторы учебников, будучи талантливыми лекторами, очевидно, мало размышляли над эмоциональным восприятием учащимися тех или иных тем. По мнению авторов, в учебных пособиях (1, 4) не учитывается то, что учащиеся уже знакомы с некоторыми областями астрономического знания и уже осуществляли простейшие наблюдения за небесными светилами, то есть упускается из внимания так называемый жизненный опыт учащихся. Например, очень большой интерес у детей и подростков вызывает проблема опасности столкновения кометы или астероида с Землей, астрономические причины глобального изменения климата, хотя рассматриваемые учебные пособия лишь вкратце упоминают о них. Вовторых, изложение материала учебника происходит преимущественно с позиций «научно обоснованной» истины в последней инстанции, что формирует у учащихся представлении о науке как о сформированной, во многом окончательно определившейся системе знаний об окружающем мире. Отчасти преодолеть данную проблему позволяет использование сведений из истории астрономии, когда ученик совершает для себя открытие, формирует новое знание как бы вместе с ученымипервооткрывателями, что используется в рассматриваемых учебных пособиях в некоторых разделах. Объявление: По нашему мнению, преодолеть убеждение, что к настоящему времени большинство открытий уже совершено, поможет информация об исследованиях и открытиях, происходящих в настоящее время, прямо «на глазах» учащихся. Используемые учебники просто не успевают отражать современные достижения науки, а их за последние годы было совершено немало. В качестве примера приведем открытое не так давно, но предсказанное еще А. Эйнштейном, явление отталкивания галактик на больших расстояниях (антигравитация), а также доказательство существования водяного льда на Марсе, открытие ряда крупных тел за орбитой Нептуна (в том числе астероида Седна, неверно называемого десятой планетой). С другой стороны, учащиеся самостоятельно могут находить указанную информацию в дополнительной литературе или сети Интернет. Но современных популярных книг по астрономии в настоящее время выпускается мало, и школа не располагает возможностью обеспечить всех учащихся массой дополнительной литературы. Ученики интенсивно используют сеть Интернет у себя дома, однако часто не имеют стимула искать астрономические популярные сайты и регулярно читать их информацию. К тому же следует отметить, что среди издаваемых книг, в средствах массовой информации, на сайтах сети Интернет учащиеся очень часть могут найти псевдонаучную информацию, которая может сформировать неверные представления и понятия, исказить формируемую в сознании учащихся естественнонаучную картину мира (3, 9). Поэтому возникла идея использования школьного сайта как дополнения к школьному учебнику. В настоящее время проводится необходимая подготовка к педагогическому эксперименту, который планируется провести в 2005/2006 учебном году. Эксперимент включает в себя следующие этапы. На школьном сайте, адрес которого известен каждому учащемуся (http://1903.msk.ru), учителя публикуют примерное поурочное планирование по своему предмету на учебный год с указанием дат уроков. Для каждого урока приводится перечень дополнительного материала: дополнительная Список литературы, ссылки на небольшие по объему и доступные по уровню интернетстатьи и статьи в научных и научнопопулярных журналах, в том числе и на английском языке (для желающих). Указанный материал в обязательном порядке должен быть самостоятельно изучен учащимися при подготовке к соответствующим урокам. Необходимым требованием, на наш взгляд, является предварительное изучение учителем предлагаемого материала с целью определения его научности и достоверности. Чтобы избежать негативного влияния псевдонаучной информации, авторы предлагают использовать на первых этапах хорошо известные и зарекомендовавшие себя сайты, например, (2, 58, 1012). Для исследования возможности работы в подобном режиме было произведено анкетирование учащихся одиннадцатого класса школы № 1903. Всего 1% опрашиваемых не имеет дома компьютера. 37% не имеет подключения к сети Интернет. При этом все учащиеся имеют дома телефоны, а большинство из них имеют мобильные телефоны с функцией GPRS. Поэтому принципиальных трудностей для проведения подключения к сети Интернет у учеников практически нет. Если в школе данная технология обучения будет использоваться интенсивно, то, по мнению авторов, доля подключенных к Сети учащихся возрастет почти до 100%. По нашему мнению, должно быть предусмотрено обязательное использование школьных компьютеров с реализованным подключением для самостоятельной подготовки. Подавляющее большинство респондентов выразили энтузиазм к эксперименту. Многие из них высказали мнение, что «...на компьютере будет все понятнее, чем в учебнике», «...Интернет это всегда интересно». Проведенный опрос подтвердил, что у учащихся развит интерес к новому, они морально и технически готовы к использованию компьютерных технологий. Кроме того, в Сети действительно имеется множество занимательно написанных иллюстрированных статей, отражающих самую свежую информацию, образно говоря, «с переднего края» науки, прочтение которых поможет глубже понять материал, воспринимать науку не как устоявшуюся систему знаний, а как динамичный процесс познания Вселенной человеком. Авторы убеждены в положительных результатах планируемого эксперимента. Очевидным становится факт, что для широкого внедрения предлагаемой методики необходима разработка информационной поддержки курса астрономии, откуда и учителя, и ученики могли бы получать проверенную на научность и достоверность необходимую для уроков и просто интересную информацию. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Список литературы 1. Засов А.В. Астрономия: учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики и астрономии / А.В. Засов, Э.В. Кононович. М.: Просвещение, 1993. 160 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|