Экзамены с использованием информационных технологий |
Методика проведения экзаменов по математическим дисциплинам с использованием информационных технологийАвтор: З. И. БубенцоваЭкзамены важны не только как форма проверки знаний студентов, но и как способ их обобщения. Готовясь к экзаменам студенты повторяют изученный ранее материал, систематизируют свои знания, восполняют имеющиеся в них пробелы, что позволяет охватить объем изучаемого предмета в целом, укрепить приобретенные навыки самостоятельной работы, выработать умение отыскивать необходимый материал и нужную книгу. Кроме того, важную роль в подготовке к экзамену играет развитие навыков работы с электронным каталогом учебной, научной и методической литературы в библиотеке, электронными учебниками, КОПР-ами (компьютерными обучающими программами) в компьютерных залах. Курсовой экзамен выполняет следующие основные функции: контрольная; обучающая; воспитательная; организаторская; развивающая; методическая и другие.Сдача экзаменов по лекционным курсам и зачет по практическим занятиям признается единственным критерием успеваемости студентов по математическим дисциплинам. Экзамен не может быть заменен другими видами учебной или научно-реферативной работы: курсовой или контрольной работой, собеседованием или коллоквиумом, рефератом или научным докладом. Другое дело, результаты межсессионной учебной или научной работы студента должны учитываться преподавателем на экзамене, но освобождение студента от сдачи экзамена просто недопустимо. В настоящее время меняются формы учебной работы в связи с широким использованием в учебном процессе активных форм обучения, электронных учебников, ЭВМ. Неоценимую услугу повышению качества знаний студентов оказывает своевременно проведенная на новом информационном уровне консультация: преподаватель заранее готовит альбом схем (файлы), охватывающий сжато весь материал, выносимый на итоговый контроль, включая все ранее наработанные алгоритмы и схемы решения задач, и использует при этом ЭВМ. Объявление: Преподавателю к экзамену целесообразно подготовить набор тестов и задач для студентов разного уровня подготовки, как дополнительный материал, необходимые таблицы и схемы. Иногда преподаватель довольно формально прослушивает ответы студентов по экзаменационному билету, думая, что студент списал, а затем начинает задавать дополнительные вопросы и на основе ответов на них выставляет экзаменационную оценку. В этом случае студент думает, что ему не надо тратить силы на подготовку, целесообразнее разузнать вопросы, которые задает экзаменатор. Получается, что в результате неправильно проведенного экзамена студент будет неправильно ориентирован в направлении дальнейшей самостоятельной работы. Как правило, на экзаменах рекомендуется не перебивать студента, а дополнительные вопросы задавать после ответа на конкретные отдельные вопросы билета или в целом по билету. Причем, вопросы задаются по одному, здесь не должно быть поспешности. Экзаменатор не должен комментировать вопросы. Если студент не понимает поставленного вопроса, повторить его. В случае слабой подготовки студента преподаватель должен прекратить опрос. На экзамене должны проверяться знания студентов, а не сообразительность и скорость мышления. Конечно, эти качества очень важны в познавательной деятельности, но выяснением отмеченных качеств надо заниматься не на экзамене, а при проведении практических занятий, собеседований, консультаций и пользоваться этим, как готовым результатом, на экзамене. Применение ЭВМ в учебном процессе частично ограничивает определение этих качеств студентов, т.к. используются часто алгоритмы решения задач. Нельзя затягивать экзамен, т.к. это часто лишает студента возможности думать вообще, от усталости. Преподаватели часто объясняют такой метод проведения экзаменов желанием вытянуть студента на более высокую оценку или научить студента чему-нибудь полезному для него. Но в этом случае преподаватель забывает роль экзамена в учебном процессе, которая состоит прежде всего в проверке знаний студентов. Затягивание экзамена вредно и с воспитательной точки зрения. На экзаменах нельзя подходить к студентам с одинаковыми мерками, т.к. скорость мышления у каждого разная. Не следует торопить экзаменуемого. Только содержание ответа является основанием для оценки знаний студента на экзамене. Разное время студенты проводят и за компьютером при решении задач, но важно не это, важен результат решения. Если даже ответ студента тянет на неудовлетворительную оценку, необходимо выслушать его ответ по всем экзаменационным вопросам, тогда студент сам убедится в своей неподготовленности и обоснованности отрицательной оценки. При этом преподаватель должен сохранять спокойствие, проявлять человечность, доброжелательность и объективность в оценке знаний студента. Преподаватель не должен проявлять раздражительность в случае неподготовленности студента. Это недопустимо. Нельзя позволять себе такие выражения, как «Вы ничего не знаете», «Вы говорите ерунду» и т.п. Не следует раньше времени огорчать студента, показывать безнадежность его положения, т.к. это значительно снизит качество его ответов на другие вопросы. Т.о., внедрение в учебный процесс активных форм обучения, ЭВМ повышает уровень знаний студентов, снижает долю неудовлетворительных оценок, способствует развитию математического мышления студентов заочного экономического вуза. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|