Применение компьютера на уроках химии |
Основные принципы использования компьютеров при обучении химииАвторы: В.С. Дуняшев, Е.А. Власова, В.И. ЯшкичевСегодня применение компьютерных технологий в образовании уже не выглядит экзотикой, а, наоборот, представляется естественным и необходимым. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением компьютеров при обучении, а то и просто с целесообразностью их использования. Действительно, компьютерная версия обучения довольно сильно отличается как от обучения с помощью преподавателей, так и от книжного самообразования. Возникает вопрос: действительно ли компьютеры могут быть полезны при обучении? Положительный ответ возможен только в том случае, если в образовательном процессе найдутся такие «экологические ниши», когда компьютер оказывается полезней человека. Следовательно, областью наиболее эффективного применения компьютеров являются те ситуации, когда оказываются востребованными и желательными именно отличия компьютера от преподавателя или от учебника. Для того, чтобы сделать обучение с применением компьютерных технологий максимально эффективным, необходимо выяснить какие преимущества и недостатки оно имеет по сравнению с традиционными способами. Для этого проведем сравнение обучения 1) с помощью компьютера и книг и 2) с помощью компьютера и преподавателя. Решение задач является одним из основных методов освоения материала по химии. У обычных задачников, напечатанных на бумаге, есть один недостаток – фиксированный объем. Такой задачник может быть полезен ученику только до тех пор, пока он не решит все включенные в него задачи. Авторы задачников стараются, по мере возможностей, отразить все многообразие возможных задач по химии. В результате в задачниках практически каждая задача посвящена отдельной разновидности, а задачи-дублеры, для решения которых можно использовать один и тот же подход, почти отсутствуют. Ограниченный объем не позволяет авторам давать подробные объяснения по порядку решения подавляющего большинства задач. Компьютер может делать только то, что ранее было заложено в программу. В этом компьютерное обучение полностью подобно самообучению по книгам, которые тоже имеют фиксированное содержание, отражающее вкусы и пристрастия авторов. К сожалению, современные компьютерные пособия по химии полностью копируют в этом отношении печатные издания. Современные компьютерные технологии позволяют хранить огромные количества информации на общедоступных носителях. В этом заключается несомненное преимущество компьютеров перед бумажным носителем. Вполне реально объединить в рамках одного компьютерного задачника сразу несколько бумажных и получить один «суперзадачник». Однако такой, экстенсивный, подход требует огромной работы по подготовке и структурированию содержания пособия. Более перспективным нам представляется другой подход, основанный на автоматической генерации задач, обсуждаемый ниже. Объявление: Другой важной особенностью работы с компьютером является возможность автоматической интерактивной проверки выполнения заданий. При этом значительно уменьшается нагрузка как на учеников (не надо оформлять задания в письменном виде), так и на учителей (не надо проверять правильность выполнения). Кроме того, оказывается возможным получить достаточно полную информацию о ходе выполнения задания, выявить те типы задач, которые вызывают наибольшее затруднение у обучаемого. На наш взгляд, это очень важное преимущество компьютерного задачника перед обычным. Одним из возражений против применения компьютеров в учебном процессе является потенциальный вред здоровью учеников. Восприятие текста с экрана дисплея весьма затруднено, кроме того, существуют достаточно жесткие ограничения на длительность работы с компьютером. Однако эти соображения относятся, в основном, к работе с электронными книгами. При решении задач (или тестировании) работу можно организовать таким образом, что это возражение будет снято. Для этого необходимо сделать так, чтобы значительную часть времени работы ученик не смотрел на экран, а именно: 1) ученик с экрана считывает условие задачи (несколько строк текста), 2) решает задачу на бумаге, 3) вводит или выбирает ответ. В отличие от компьютера «живой» преподаватель способен гибко варьировать как свое поведение, так и содержание лекции или урока, способы изложения учебного материала. При этом достигается наиболее эффективное обучение, учитывающее уровень обучаемого и его способность воспринимать излагаемый материал. В этом плане компьютерные программы можно уподобить слегка туповатому учителю, который заучил наизусть некоторый текст и способен всего лишь механически повторять его. Таким образом, полная замена учителя компьютером приводит к ухудшению условий обучения. Однако применение его в качестве помощника преподавателя может, наоборот, привести к повышению качества учебного процесса. Как указывалось выше, для этого надо определить, в каких ситуациях и при каких условиях недостатки этой «железяки» превращаются в достоинства, и она оказывается более полезной, чем человек. Каковы же основные отличия компьютера от преподавателя? 1. Компьютер нельзя вывести из себя. Он может сколько угодно раз повторять один и тот же кусок лекции или подбирать задачи на заданную тему. Всем кто учился или учит других, вне всякого сомнения, знакома ситуация, когда достаточно простые темы, которые без труда осваивает основная масса учащихся, некоторым из них, вполне успевающим в этой дисциплине, даются с трудом. Представить себе преподавателя, который помогал бы одному и тому же ученику решать большое количество однотипных, и, на его взгляд, тривиальных задач, не испытывая при этом раздражения и нетерпения, затруднительно. Таким образом, наиболее полезное и эффективное применение компьютеров – обучение решению стандартных задач и тестирование, включая самопроверку. Между этими двумя режимами нет принципиального различия, так как в тесты довольно часто включают решение простых задач. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|