Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Дистанционное обучение EMSU

Система дистанционного обучения EMSU

Авторы: В.Б. Захаров, В.М. Леонов, В.С. Махнычев

Рост доступности компьютерной техники и непрерывный прогресс в развитии средств связи, желание снизить стоимость обучения, равно как и рост потребности у людей в получении знаний без смены привычного ритма жизни повышают интерес к внедрению автоматических и полуавтоматических систем передачи знаний, известных как системы дистанционного обучения (СДО).

Настороженное отношение к подобным системам в прошлом сменилось их бурным развитием в настоящее время (2). Вместе с тем не стоит абсолютизировать преимущества компьютерных систем обучения. Есть элементы обучения, которые легче поддаются автоматизации, а есть элементы, которые требуют очного контакта преподавателя со студентами. И суть построения СДО – это нахождение необходимых компромиссов в использовании как новых компьютерных методик, так и проверенных очных методик.

При разработке конкретной СДО в качестве первоочередных могут быть выделены разные цели. Это и повышение количества обучаемых, и уменьшение себестоимости создания и поддержки курсов, и повышение качественного уровня обучения, и уменьшение нагрузки на одного преподавателя, и повышение оперативности обновления материалов. Приоритет одной из этих целей существенно влияет на процесс построения СДО.

С 2003 года в лаборатории Вычислительного практикума и  Информационных систем факультета ВМК МГУ выполняется один из проектов по созданию СДО. В качестве первоочередных для создаваемой системы были поставлены:

•    Возможность работы с математическими формулами во всех компонентах системы, включая тестовые упражнения и контрольные.
•    Снижение себестоимости создания и модификации курсов.
•    Низкая стоимость развертывания и поддержки системы.
•    Расширяемость системы в зависимости от возникающих потребностей.

Объявление:

На момент начала разработки не удалось найти на рынке систему, которая удовлетворяла бы перечисленным требованиям. Большинство представленных на систем, включая распространенную на рынке IBM Learning Space 5, не поддерживают вставку математических формул в упражнения. Не работают в практическом плане разрекламированные возможности дополнения действующих СДО собственными модулями, т.к. в этом случае либо лимитируются возможности системы, либо трудоемкость подключения и взаимодействия с подобными модулями резко возрастает.

Результатом работы явилось создание СДО eMSU, состоящей из 4 основных компонент: системы создания электронных курсов, системы прохождения курсов, система поддержки форумов и система проведения видеоконференций.

Система создания электронных курсов (Редактор курсов) позволяет выполнить полный цикл работ по вводу, импорту и редактированию материала, разметки ключевых понятий, создания дополнительных справочников и указателей, вводу тестовых упражнений и формированию контрольных работ, указания последовательности прохождения курса по главам. Важной особенностью этой системы является её выполнение в виде независимого приложения. Это позволяет, во-первых, осуществлять ввод курса автором без наличия доступа в Internet и подсоединения к серверу СДО. Во-вторых, удается обеспечить более гибкий и богатый интерфейс создания курсов по сравнению с теми, которые можно обеспечить в интернет-оболочках (Internet Browser).

С помощью системы разметки автор может выделить ключевые понятия, такие как Теорема, Определение, Доказательство, Свойство, Гиперссылка и многие другие. Указанные понятия как выделяются в тексте заданным стилем, так и облегчают для пользователя навигацию по курсу с помощью сформированного из них Списка понятий.
Наряду со стандартными для большинства СДО элементами в eMSU дополнительно поддерживается больший набор шаблонов для создания тестовых упражнений. Предусматривается возможность получения помощи студентом при решении.

После окончания работы над курсом редактор генерирует готовый к импорту в систему дистанционного обучения набор HTML-страниц и управляющих файлов.
Для студентов существуют 2 основных режима использования СДО. Это чтение лекций и решение задач, предназначенных для самостоятельного решения, и выполнение контрольных работ.

Все результаты работы студента записываются в базу данных, и в дальнейшем преподаватель получает как отчет об активности и успехах в работе студента, так и статистические данные об успехе решения и типичных ошибках при решении отдельных задач.

Материалы курса могут быть обсуждены как на форуме, так и с помощью системы проведения видеоконференций ZoomCall фирмы Visicron. Сервер данной системы установлен в МГУ и прошел успешную проверку, в том числе и при использовании на низкоскоростных каналах. ZoomCall неприхотлива в требованиях на оборудование, проста в использовании, поддерживает несколько режимов как двухсторонней, так и многосторонней связи.

На декабрь 2004 в системе eMSU представлены 6 курсов (12 семестров) по следующим дисциплинам: Математический анализ, Алгебра и аналитическая геометрия, Методы математической физики, Дифференциальные уравнения, Компьютерная графика, Оптимальное управление.

Для работы системы СДО eMSU в минимальной конфигурации достаточно использования следующего аппаратного и программного обеспечения: Intel Pentium или совестимый процессор от 400 MHz, память от 128 MB, Microsoft Windows Server с установленными бесплатными компонентами Microsoft .NET Framework, Microsoft SQL server personal edition.
В заключение необходимо отметить, что процесс внедрения СДО содержит множество сложных моментов и требует создания инфраструктуры для своей поддержки, отработки различных методик, изменения учебных планов, а самое главное – создание довольно большого числа курсов. Успех внедрения дистанционного обучения не может быть обеспечен либо одним программным обеспечением, либо одними авторами курсов. Нужна согласованная работа команды из специалистов по информатике, специалистов по предметной области и команды поддержки системы. Поэтому ожидается довольно длительный переход к использованию средств дистанционного обучения. И речь, конечно, не идет об отказе от очных форм обучения, а о разумном сочетании различных форм.

 Список литературы

1.    Агапонов С.В., Джалиашвили З. О., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Ченосова Е.С., Юрков А.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. BHV Петербург, 2003. 336c.
2.    Мир Электронного обучения. Интернет-журнал. http://www.e-learnworld.ru
3.    Система дистанционного обучения eMSU. http://emsu.msu.ru


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >