Система Mathematica в процессе обучения |
Дидактические возможности символьной системы Mathematica в процессе обучения геометрии в вузеАвтор: Л. В. КрасниковаВ настоящее время сложилось объективное противоречие между повышением требований к математическому образованию и снижением общего уровня подготовки студентов, связанным с сокращением учебного времени на фундаментальные математические дисциплины. Так, в Госстандарте 2000 г учебное время на дисциплину «Геометрия» сокращено в два раза. Одной из возможностей разрешения указанного противоречия является переход от традиционной методики преподавания геометрии к обучению с использованием НИТ. Мы считаем, что активное и эффективное внедрение НИТ в систему вузовского обучения геометрии может существенно повысить качество усвоения изучаемого материала, интенсифицировать учебный процесс, развить творческие навыки. Использование компьютера как инструмента учебной деятельности дает возможность переосмыслить организационные подходы к изучению многих вопросов геометрии, усилить экспериментальную и исследовательскую деятельность студентов, приблизить процесс обучения к реальному процессу познания. Методическая задача в данном случае заключается в том, чтобы предварительно спланировать эксперимент с геометрической моделью, определить направления использования системы Mathematica для проведения исследования и интерпретации его результатов. - иллюстрация на экране компьютера изображения геометрической фигуры и исследование этого изображения в зависимости от изменения внешних и внутренних характеристик модели; Исследование геометрических объектов сопровождается созданием на экране компьютера их графического образа, то есть процессом визуализации. Для визуализации математических объектов система Mathematica имеет чрезвычайно развитую двух- и трехмерную графику. Таким образом обеспечивается взаимодополнительность синтетического и аналитического методов обучения. Выполняемые аналитические преобразования приобретают конкретный геометрический смысл, т.к. производятся в прямой связи с объектом, находящимся в поле зрения. Следовательно, повышается уровень понимания, осмысливаются аналитические рассуждения, развивается пространственное воображение. Объявление: Использование системы Mathematica в процессе геометрической подготовки студентов позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению. Перечислим его характерные черты: - поисковый характер деятельности студентов: возможность всесторонне исследовать геометрические объекты, выявлять закономерности и формулировать обобщающие утверждения на основе наблюдений, что способствует развитию творческого, критического и независимого мышления; Таким образом, символьная система Mathematica предоставляет широкие возможности применения метода моделирования в обучении геометрии. Построение моделей геометрических фигур на плоскости и в пространстве, возможность исследования их свойств и пространственного положения при различных значениях внутренних и внешних параметров способствуют формированию у будущих специалистов в области математики мотивов творческой деятельности, повышению наличного уровня абстрактности мышления. Список литературы 1. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. М.: Издательство «Вербум-М», ООО Издательский центр «Академия», 2003. 432 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|