
Разработка аудиовизуальных материалов |
Разработка аудиовизуальных дидактических материалов для школьного курса информатики в рамках линии: «алгоритмы и исполнители»Автор: О. С. СоловьёваВ настоящее время компьютер в образовании используется в большинстве случаев как вспомогательный инструмент, а не как средство обучения. Использование аудиовизуальных дидактических материалов, позволит использовать возможности компьютера для повышения эффективности учебного процесса. Данная разработка представляет собой средство для реализации признака наглядности в информатике. Использование аудиовизуальных дидактических материалов основано принципах личностной направленности в обучении и ориентированного на вариативность учебного материала, на разную глубину усвоения учебного материала и на разную исходную подготовленность обучаемых. Школьный курс информатики разделяется на шесть линий: «Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Компьютер», «Моделирование и формализация», «Алгоритмы и исполнители», «Информационные технологии». Особый интерес и актуальность в современной педагогической ситуации представляет линия «Алгоритмы и исполнители». Проведя анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, мы определили необходимое содержание аудиовизуальных дидактических материалов. Учебный материал линии «Алгоритмы и исполнители» распределен на семь частей, в каждой из которых выделено несколько параграфов. Параграфы подразделяются на общетеоретические (обязательные для чтения) и параграфы посвященные языку программирования высокого уровня – Pascal. Последние служат для углубленного изучения части и могут использоваться в качестве дополнительного материала. Такая организация содержания позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе. Аудиовизуальные дидактические материалы включают в себя следующие части: «Алгоритмы» (понятие алгоритма, свойства алгоритмов и их виды, запись алгоритмов на языке блок схем и языке Pascal), «Типы данных» (целочисленный, вещественный, логический и символьный типы данных), «Линейные алгоритмы» (понятие линейного алгоритма, запись в виде блок-схем, запись на языке Pascal), «Алгоритм ветвления» (основные виды алгоритмов «ветвления», запись в виде блок-схем, условный оператор в языке Pascal), «Циклические алгоритмы» (виды циклов, операторы циклов в языке Pascal), «Подпрограммы» (процедуры, функции, рекурсивные подпрограммы, процедуры и функции в языке Pascal), «Обработка строк» (строки и их свойства, представление строк в языке Pascal), «Массивы» (массивы и их характеристики, массивы в языке Pascal). Каждый общетеоретический параграф содержит в себе формулировки понятий, основных видов, а также примеры, наглядно иллюстрирующие смысл понятий. Завершается изложение заданиями, строящимися по принципу «от простого к сложному», которые предназначены для закрепления изучаемых вопросов. Изложение учебного материала в параграфе строится следующим образом. На первой фазе обучаемому предоставляется информация, отражающая новые знания, и создаются условия для наиболее эффективного ее восприятия. Далее в процессе восприятия у обучаемого формируются новые представления, соответствующие рассматриваемому фрагменту учебного материала, и между этими и существующими ранее представлениями устанавливаются смысловые отношения. В параграфах, посвященных изучению языка программирования Pascal, рассмотрены основной синтаксис, процедуры и функции языка, подробно разобрана организация работы с интегральной инструментальной оболочкой языка Pascal. Предлагается демонстрация решений наиболее характерных для данной темы задач, их оформление в интегральной инструментальной оболочке языка Pascal в виде программного кода и визуальное представление работы программы при запуске. Содержание параграфов реализовано в виде файлов демонстрации в формате PowerPoint, что позволяет защитить их от несанкционированного редактирования. Доступ к учебному материалу реализуется через блок содержания, элементы которого ссылаются на соответствующие структурные единицы учебного материала. Параграфы располагаются на html-странице в тематическом порядке (слева на право), доступ к ним осуществляется по соответствующим кнопкам-ссылкам. Для доступа к дополнительному материалу имеется связь с ним как из html-страницы, так и из самой презентации посредством специальной кнопки-ссылки «Дополнительно». Параграфы демонстрации состоят из последовательности слайдов, смена которых осуществляется пользователем. Слайды разделены на следующие виды: слайд, формулирующий понятие; слайд, рассматривающий свойства изучаемого объекта; слайд, демонстрирующий пример. При создании презентаций использованы следующие формы представления информации: гипертекст; графика (растровая, векторная, реальные фотоизображения) и гиперграфика; различные видеокомпоненты; анимация; аудиокомпоненты. Отдельное внимание при разработке аудиовизуальных дидактических материалов было уделено подборке графических материалов. Для оформления слайдов выбраны два цвета фона: белый и желтый. Основные понятия имеют цветовое или шрифтовое выделение. Предпочтение отдано следующим цветам текста: бордовому (для выделения основных понятий), синему (для выделения второстепенных определений) и черному (для простого текста). Проводя презентацию, обучающий получает доступ к инструментам докладчика, причем видеть их и пользоваться ими во время показа слайда сможет только он сам. Все обучающиеся могут писать и рисовать на слайдах с помощью карандаша для примечаний. Данная разработка по линии «Алгоритмы и исполнители» является одним из элементов в построении системы аудиовизуальных дидактических материалов по школьному курсу информатики. Использование аудио, видео, графических материалов иллюстрирует отобранное содержание по линиям школьного курса информатики, позволяет на основе принципов наглядности повысить эффективность изучения учебного материала. Интерактивные презентации и гипертекст обладают существенным образовательным потенциалом и позволяют создавать условия для повышения качества эффективности образовательного процесса. Список литературы 1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. М.: Информационно-издатель-ский дом «Филинъ», 2003. 616 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|