Компьютерные технологии в разработке учебно-методического обеспечения |
Опыт применения компьютерных технологий в разработке и внедрении современных форм учебно-методического обеспеченияАвторы: А. В. Бахтеев, В. Н. Сыромятников, И. Е. ПодчиненовНа наш взгляд, в современных условиях, в которых протекает образовательный процесс, важнейшими задачами становятся задачи создания, быстрого обновления учебно-методических комплексов, созданных на базе современных компьютерных технологий. Какие требования можно предъявить к таким комплексам. Перечислим наиболее важные. 1. Во многих отраслях происходит очень быстрое обновление технологий. Временные параметры обновления соизмеримы с временными циклами обучения (3-5 лет). Это означает, что УМК должны отражать самые последние достижения в конкретной предметной области. 2. В условиях рыночной экономики можно наблюдать «псевдо-насыщение» различного рода учебной литературой. Эта проблема усугубляется наличием огромного количества информации в сети Интернет. В итоге очень сложно найти компактный, сбалансированный учебно-методический материал. Компактность и сбалансированность определяются четко поставленными задачами внутри читаемого курса. А эти задачи зависят не только от самой дисциплины, но и от профиля учебного заведения в целом, от конкретной группы, от количества часов и от многих других конкретных факторов. Система создания современного УМК должна иметь механизмы, позволяющие учитывать эти факторы. 3. На качество образовательного процесса сильное влияние оказывает мотивация студентов к обучению. На данном этапе этот фактор направлен скорее на «покупку» диплома, чем на получение знаний. Мы видим несколько направлений реализации различных форм мотивации к обучению. Среди этих форм можно выделить: наполнение учебного процесса практическим содержанием, которое может мгновенно использовано на рынке труда, применение технологий упреждения в учебном процессе, с тем, чтобы выпускник был готов к появлению возможных новых технологий, оперативная и постоянная система мониторинга интереса студентов к читаемым дисциплинам, практическим занятиям. Такой мониторинг необходимо проводить «на входе» в дисциплину и «на выходе». Мониторинг может также показать как форма изложения материала, определение целей занятия, подбор примеров влияют на мотивацию. 4. Важнейшей составляющей любого УМК является система контроля знаний и умений. Частью такой системы может служить тестовая система. Тестовая система в электронном виде позволяет внедрить «прозрачность» учебного процесса, когда текущие результаты по каждому студенту доступны в реальном времени руководству вуза, родителям, работодателям. Последние две составляющие имеют огромное влияние на студентов. Объявление: Перечисленные требования помогли нам создать некую модель УМК, модель среды, в которой должен работать УМК и выбрать технологии создания отдельных компонент УМК. Здесь мы рассматриваем дисциплины связанные с информационными технологиями. В рамках модели при создании лекционного материала необходимо применять упреждающие подходы, как к подбору материала, так и форме его подачи. Приведем простой пример. Стандартным разделом информатики сегодня является изучение редактора Word. По инерции сегодня продолжается изучение инструмента. На практике (на предприятии) сегодня владение редактором, как инструментом печатанья документов, не является первостепенным фактором ценности сотрудника. На первое место выходит уменье работать с электронными документами, организация электронного документооборота. Таким образом, один и тот же раздел курса информатики можно акцентировать на вопросах создания электронных документов и на изучении «пишущей машинки» Word. Практическая значимость первого варианта, уровень мотивации к изучению темы значительно повышаются. Модель среды, в которой мы предлагаем проводить учебный процесс предполагает некие механизмы измерения (оценки) мотивации (заинтересованности) как первого, так и второго вариантов. По форме УМК должно представлять собой библиотечку по отдельным темам, как в твердой копии, так и в электронном виде. Тем самым решается сразу несколько задач. Повышается оперативность в обновлении материала. В области информационных технологий отдельные темы и учебные примеры входят в несколько дисциплин. Форма библиотечки повышает гибкость в комплектовании учебного материала, является базой взаимосвязи дисциплин, убирает дублирование. Все составляющие УМК должны иметь некую единую форму: вначале идет формулировка целей занятия, его трудоемкости, указание, на что опирается текущий материал. Каждый раздел должен включать контрольные вопросы, которые позволяют проверить понимание введенных терминов, понимание сути описанных процессов и т.д. В конце каждой темы необходимо тестирование для накопительной оценки. Тестирование может проводиться как в сети, так и с дискеты. Именно регулярное тестирование с накопительным эффектом в базе данных успеваемости позволяет ввести в практику управления «прозрачность» учебного процесса для самих студентов (открытый рейтинг, как важная составляющая мотивации к хорошим результатам), прозрачность для родителей, руководителей предприятий, для руководства вуза. Заменив тесты, на анкеты можно использовать эту систему для анализа качества УМК глазами студентов. Технологии создания УМК могут быть любыми. Однако здесь также можно выделить несколько этапов создания и обновления УМК. На первом этапе в большинстве случаев электронные формы будут совпадать с твердыми копиями. На втором этапе неизбежно возникнут как формы в виде презентаций, так и в виде гипертекстовых документов. Формы в виде презентаций удобны для обзоров, для материалов насыщенных таблицами, графиками. Гипертекстовые формы дают качественно новый уровень подачи материала. Это означает переход от линейной подачи материала к сетевой технологии (или многомерной). При линейной подаче материала основная тема лекции или занятия прерывается вставками, поясняющими новые термины, используемые формулы и т.д. В сетевой модели появляется возможность сохранить основную тему занятия целостной, а все необходимые комментарии вывести на другой уровень, доступный по желанию. Следующий этап освоения современных форм УМК можно связать с освоением интерактивности. Это позволяет организовать активное взаимодействие студента с изучаемым материалом. Именно здесь просматривается возможность реально задействовать вторую половину учебного плана, а именно часы, отведенные на самостоятельную работу. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|