Создание информационно-методических ресурсов |
О перспективах создания информационно-методических ресурсов в системе музыкального образованияАвтор: Е.О. НазароваВ современном мире международное положение страны и ее культуры в значительной степени определяется долей представительства в глобальном информационном поле. Развитие системы образования в настоящее время обусловливается потребностями социума в информатизации различных сфер педагогической деятельности. В этой связи основными направлениями образовательной политики являются: модернизация структуры и содержания образования в открытую информационную систему; совершенствование средств информационных и коммуникативных технологий; обеспечение свободного доступа к мировым информационно-образовательным ресурсам; воспитание информационной культуры личности, активизация творческих, коммуникативных, профессиональных возможностей человека. Направленность на информатизацию образования предъявляет новые требования к обучающим технологиям, формам их внедрения в учебный процесс. Традиционная ориентация педагогики на стабильность содержания и методов воспитания уступает при инновационном подходе противоположной тенденции – стремлению к постоянному обновлению, диктуемому логикой перемен в области профессионального, в частности, музыкального обучения. Одним из путей интеграции музыкального образования в информационно-обучающую среду является комплекс мероприятий по его информатизации, включающий моделирование и использование новых педагогических технологий, научное обоснование оптимальности соотношения между сложившимися традициями и введением инноваций в структуру и содержание музыкального воспитания; обеспечение информационной поддержки, практическое внедрение комплекса программно-методических средств, ориентированных на изучение учебных курсов. Создание информационных ресурсов в новых условиях хранения и трансляции информации предполагает предварительный этап работы по структурированию учебного материала музыкальных дисциплин в форме образовательных моделей. Прогнозирование дальнейшего развития музыкального воспитания создает потребность разработки научного подхода к организации учебного процесса с целью его оптимизации, повышения эффективности, а также координации между сложившимися традициями и инновациями. Идея целостности в формировании профессиональной культуры музыканта стоит в ряду центральных проблем отечественной науки и практики. Проектирование путей совершенствования подготовки пианиста предполагает научное обобщение и систематизацию богатейшего исторического опыта в сфере фортепианного исполнительства и педагогики, а также комплексное взаимодействие музыкознания и исполнительской практики с новейшими достижениями смежных областей знания. Комплексный подход к исследованию музыкального искусства в интонационном учении Б.В. Асафьева, обоснование сущности музыки как «искусства интонируемого смысла», выявление интонационной специфики исполнительства служат методологической основой современной теории исполнительского искусства и образования. Обобщение взглядов Б.В. Асафьева на фортепианное исполнительство как явление интонации, включающее определение интонационной природы исполнительских средств, воззрения на профессиональное мастерство пианиста и методы становления слуховой культуры исполнителя, а также аргументация его научно-концептуального подхода к музыкальному воспитанию выявляют значимость интонационной теории как методологического аппарата для анализа проблем исполнительской культуры и педагогики. В контексте фортепианного интонирования актуализируется ряд положений интонационной теории: Объявление: 1) Определение сущности взаимодействия словесной и музыкальной речи, особенностей выразительности речевой и музыкальной интонации способствуют исполнительскому претворению нотной записи в «жизненно-выразительную» речь. Категория интонации связывает музыку со словесным языком, помогая осознанию общих механизмов выразительности. Аналогия произнесения музыки с разговорно-речевыми структурами помогает постижению процессуальной природы и логики развития музыкальной речи в исполнительстве. 2) Проявление мелодического начала в исполнении отождествляется с умением интонировать мелос, раскрывать эмоционально-психологическую сущность одноголосной музыкальной мысли. 3) Перенесение понятий «песенность», «напевность», «певучесть» в сферу исполнительства выявляет значение пения на фортепиано как качества художественного исполнения. 4) Дыхание и энергия интонационного процесса взаимосвязаны и характеризуют динамизм исполнительского развертывания формы. 5) Тон как качество звучания, содержательность и выразительность как основные критерии ценности звука лежат в основе оценки звуковой культуры пианиста. 6) Интервал – первичное выразительное единство, наименьший интонационный комплекс, осознается в процессе движения от звука к звуку. Понятия «вокаль-весомость», напряженность интервалов обнаруживают закономерности музыкального интонирования. 7) Исполнение как искусство осмысленного интонирования не существует вне понимания лада как отношений, рожденных в интонационном процессе. 8) Гармония в обозначенном аспекте является, прежде всего, интонационным фактором формы. 9) Ритм в единстве со звуковысотностью определяет движение музыкального потока, развертывание мысли во времени и характерность образа. Художественное исполнение невозможно без осознания выразительности ритмической организации. 10) Пианизм в целом рассматривается как культура интонационно-тембрового исполнительства. В основе темброво-динамического осуществления звучания лежит мышление категориями художественно-эстетического порядка. 11) В исполнительском плане музыкальная форма постигается как диалектическое взаимодействие двух начал: форма как процесс и форма как окристаллизовавшаяся схема, результат этого процесса. Воплощение музыкальной формы – это умение выявлять становление «музыки как развития». 12) Осознание исполнителем стиля как явления интонации, интонационно-образного и художественно-технически организованного единства. 13) Владение профессиональным мастерством служит лишь средством достижения художественной цели. (Совершенство пианистической техники с полным преодолением ее в творчески ярком и выразительном раскрытии композиторских концепций.) 14) Способность к слуховой дифференциации является основой распознания интонационно-смысловой сферы музыки, дает возможность не только почувствовать, но и осознать образно-художественное содержание («музыку надо уметь услышать», а «услышать – это уже понять» – исходное положение учения о специфике музыкального мышления). Становление информационного общества влияет на процессы модернизации структуры и содержания профессионально-педагогического образования в открытую информационную систему, способствует созданию новой обучающей среды, соответствующей международным нормам в образовательной сфере. Использование новых технологий предусматривает в силу существования социокультурных и педагогических традиций поиск оптимального их соотношения со стандартными возможностями получения образовательных услуг. Дополняя и обогащая традиционное обучение, введение инноваций ориентируется не только на формирование опыта познавательной деятельности (как репродуктивной, так и творческой), но и на развитие мотивационно-ценностных отношений, общей и профессиональной культуры личности. Внедрение информационных технологий в музыкально-обучающую среду содействует: 1) интеграции музыкального образования в мировое информационное пространство; 2) расширению профессиональных контактов, ускорению процесса обмена научной и педагогической информацией с зарубежными коллегами территориально удаленных стран; 3) осуществлению обучения в соответствии с международными нормами, созданию дополнительных форм получения образования; 4) свободному доступу учащихся и преподавателей к мировым культурным и образовательным ресурсам. (Информационные продукты, созданные в одном из образовательных учреждений, становятся открытыми для всего образовательного сообщества, что создает возможность использования лучших педагогических разработок в учебном процессе.); 5) созданию новых возможностей работы над совместными научными и творческими проектами. Изучение истории отечественной музыкальной культуры и традиций музыкальной педагогики способствует выявлению образовательных технологий, необходимых в современном информационном пространстве открытого типа, помогает интеграции российского музыкального образования и трансляции новых моделей обучения в международное информационное поле. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|