
Этапы создания компьютерных программ |
Этапы создания и использования компьютерных программ при обучении орфографииАвтор: Г.И. ПашковаВ настоящее время уже можно подвести некоторые итоги и выделить три основных этапа создания и использования компьютерных программ при обучении орфографии (См. такие же этапы при обучении русскому языку как иностранному) (1, 59). На первом этапе были программы для тренинга и контро¬ля за усвоением знаний и навыков учащихся (Зенченко Н.М., 1989; Стебенева Г. Г., 1988; Баскаков и др., 1988; Емельянова М.Л., 1990; Сутоцкая Т. Д., 1989; Манзюра В., Шмелев Д., 1989; Городилова Г., 1988; Львов В. В., 1985). На этом этапе предполагалось передать компьютеру рутинные функции обучения. Тренировочные упражнения были направлены, в первую очередь, на явления, которые надо запомнить. Форма анализа ответа была простой: «правильно – неправильно». Так, например, в программе, подготовленной Г. Г. Стебеневой по теме «Непроверяемые гласные и согласные», задания были рассчитаны на зрительное восприятие слова. Машина последовательно предъявляла словарное слово в течение 20-40 сек., а учащийся должен был запомнить правописание слова и затем напечатать его. Если слово набрано правильно, машина подтверждала правильность ответа и данное слово выбывало из дальнейшего его предъявления ученику на занятии. Если ответ неверный, то машина отмечала неправильный ответ, и после второй попытки на экране появлялось заданное слово. Слово появляется до тех пор, пока ученик не наберет его правильно. Данную программу Г. Г. Стебенева считает аналогичной традиционному списыванию с верных образцов (11, 43). В отдельных случаях экран дисплея использовался в качестве средства наглядности, дублировавшего задания бумажных пособий. Учащимся предлагалось списать текст, выписать конкретные слова и т.д., проверив правильность выполнения по телеэкрану (7, 43). Тренировочные упражнения были рассчитаны также и на вставку букв. Анализ ответа при этом дополнялся показом эталонного образца и правила, регулирующего написание данного слова. В программу включались теоретические сведения (правила). Для ученика предусматривалась возможность выбора: вспомнить теоретический материал или сразу выполнить упражнение. Тренажеры и назывались собственно обучающими программами. В это же время появляется проблема разработки качественных компьютерных программ, требующих усилий коллектива специалистов в разных областях. При этом предлагается не отказываться от обучающих тренажеров, так как «при условии обеспечения программного продукта некоторыми свойствами адаптивности к индивидуальности протекающему учебному процессу (включение параметров времени выполнения действия, выбора «подсказок», смены характера диалога, включение игровых компонентов, адаптации по сложности задания, генерация их количества и т. д.), интерактивности они могут нести информационную и методическую нагрузку (8, 81). - в создании программных педагогических средств, которые должны охватывать не только закрепление предложенного материала, но и процедуру ввода новых знаний, то есть самостоятельное изучение учащимися с помощью ЭВМ какой-либо темы (10,20), Второй этап начался в начале 90-х годов, когда появились дополнительные возможности нового поколения компьютеров: больший объем памяти, быстродействие в обработке информации, наглядное изображение, близкое к мультипликации. В это же время начали разрабатываться теоретические основы и технологии проектирования обучающих программ. Существенным становится положение о том, что основным элементом учебной компьютерной среды становится база данных – правила, схемы, таблицы, приемы классификации, обобщения, анализа, синтеза и др. В 1989 году появляются программы (авторы Н.Н. Алгазина, Г.И. Пашкова, Е.И. Фитковская) для использования ЭВМ на этапе, когда осуществляется знакомство с формулировкой орфографического правила, схемой его применения, проводится первичное закрепление правила (2, 34-36). В сценариях программ предусмотрены подготовка учащихся к восприятию орфографического материала (повторение материала с учетом его специфики), создание проблемной ситуации, подбор дидак¬тического материала с учетом типичных затруднений учащихся, усво¬ение правила как руководства к действию. В 1996 году был создан пакет компьютерных программ для уча¬щихся 5-7 классов, в которых предусмотрен деятельностный подход к изучению орфографии, применен принцип структурирования материа¬ла, проведена идея необходимости обобщенных умственных действий при изучении и повторении орфографии (авторы: Н.Н. Алгазина, З. П. Ларских, Г. И. Пашкова, Н.И. Фитковская. Научный редактор Н. Н. Алгазина). Дискеты с компьютерными программами, помогающи¬ми усвоить учебный материал по орфографии, прилагались в дополнение к учебному пособию Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой» (4). Коммуникативный подход к обучению обусловил новый подход к компьютерным программам: направленность на содержание, а не только на форму, вариативность допустимых сообщений учащихся, проблемность в отборе и организации орфографического мате¬риала, обеспечение активности учащихся, наличие игровых моментов, преобладание непроизвольного внимания и др. (1, 63). Наши компьютерные программы (Г. И. Пашкова, 2002) составляют компьютерную обучающую систему (КОС), предназначенную для формирования орфографических навыков учащихся 5-7 классов в условиях самостоятельной работы. Они логически дополняют вышеуказанные программы (4) модулями «Повторение», «Закрепление», «Контроль»; в них представлена система компьютерных упражнений; в качестве дидактического материала используются не только словосочетания, но и предложения (9). С учетом теории деятельностного подхода, ориентацией на разви¬вающие методы появились компьютерная обучающая система по орфографии для начальных классов (З. П. Ларских, 2000), компьютерные программы для формирования орфографических навыков у учащихся 2-5 классов при изучении правила правописания НЕ с глаголами и словами, которые не употребляются без НЕ (Т.В. Овсянникова, 2001), и учащихся 4-5 классов при изуче¬нии правописания безударных личных окончаний глаголов (Т.Н. Власо¬ва, 2001). В 2005 году издательством «Просвещение – Медиа» выпущено электронное пособие «Русский язык. 5 класс», составной частью которого является раздел «Орфография» (авторы сценариев по орфографии Н. Н. Алгазина, Г. И. Пашкова, З. П. Ларских, Е. И. Фитковская, Т. Ф. Крушинская; научный редактор Г. И. Пашкова). Пособие рассчитано на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. Созданию мультимедийных программ предшествовала большая (с 1988 года) исследовательская работа, начало которой положено доктором педагогических наук, профессором Н. Н. Алгазиной. Предложенное выше выделение этапов достаточно условно. Так, например, в 1996 году появились программы «Электронный репетитор», представляющие собой систему обучающих тест-тренингов по орфографии и пунктуации для старшеклассников. Таким образом, история обучения орфографии с использованием компьютера имеет длительный период, каждый этап которого отражает возможности компьютерной техники. Список литературы 1. Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного: Информационно-аналитический обзор / Э.Г. Азимов. М., 2000. 149 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|