Развитие информационной среды |
Развитие информационной среды вузаАвтор: Е. Л. АлфееваСущность процесса информатизации общества состоит в развитии его информационной среды. Наибольшее влияние на развитие современного общества оказывает научная информация, производимая и хранящаяся в информационной среде производственной и научной деятельности, в системе высшего профессионального образования. Информационная среда вуза предназначена для создания оптимальных условий для подготовки студента к развитию профессиональной информационной среды. В составе информационной среды вуза, моделирующей профессиональную информационную среду, выделяем следующие компоненты, связанные информационными потоками. • Специалисты предметных областей, обладающие необходимым уровнем подготовки для взаимодействия со специалистами информационной техносферы в целях автоматизации профессиональной деятельности и эффективного управления объектами предметных областей и/или организации их самоуправления. Развитие информационной среды вуза определяется согласованными процессами развития всех её компонентов. I. Формирование и развитие специалиста как ведущего компонента информационной среды профессиональной деятельности имеет следующие наиболее значимые составляющие. Объявление: • Развитие рационального (конструктивного) мышления имеет целью построение системного и алгоритмического мышления. Системное и алгоритмическое мышление характеризуют знания, умения и навыки построения системного (морфологического, функционального и информационного) описания объектов предметных областей и процессов их преобразования, а также освоение логико-лингвистического, математического и программного моделирования предметной области. Образное мышление позволяет построить целостный познавательный образ объекта. Развитие правовых и морально-этических норм информационного пространства. В узком смысле имеется в виду проблема развития нормативно-правовой базы информационной безопасности общества. В широком смысле необходимо рассматривать информационные аспекты жизнедеятельности общества, определяющие принимаемые решения и их воплощение в общественную практику. Необходимо рассматривать возможные негативные последствия в каждой конкретной предметной области от решений, принимаемых на основе неточной, неполной, ложной информации. Развитие культуры здорового образа жизни как необходимое условии эффективного приёма и переработки информации человеком. В узком смысле этот вопрос рассматривается с позиции соблюдения техники безопасности работы на компьютере. В широком смысле имеется в виду формирование ноосферного сознания, направленного на сбережение всех ресурсов человечества, сохранение природной среды и, соответственно, здоровья человека. II. Развитие информационной техносферы состоит в компьютеризации и медиатизации и определяется следующими ведущими тенденциями, оказывающими существенное влияние на состояние системы образования: постоянное увеличение компьютерного парка учебных заведений и домашних пользователей; разработка интеллектуальных информационных систем; человеко-компьютерное взаимодействие на естественном языке; развитие профессиональных сетевых ресурсов; развитие дистанционного образования. III. Автоматизация научно-исследовательских, проектных работ и управления объектами предметных областей, основная цель которой состоит в принятии наилучшего решения, обеспечивающего экономию природных, энергетических, финансовых, временных и людских ресурсов. Сбережение ресурсов достигается за счёт организации эффективного управления объектами предметных областей средствами информационных технологий. Объекты предметных областей могут представлять собой сверхсложные самоорганизующиеся системы. Сложность может быть объективной, оцениваемой количеством элементом и связей между ними, а также качественными характеристиками элементов, определяющими их разнообразие. Субъективность оценки сложности системы состоит в теоретических, экспериментальных, вычислительных и других возможностях познающего субъекта. В силу указанных причин познающий субъект не может изучить объект во всей полноте. В связи с этим целесообразно определить часть реальности, на которой производятся наблюдения, которую назовём объектом наблюдения. Наблюдаемый объект должен быть материальным и иметь вещественный субстрат и пространственную структуру. Если диапазон каналов восприятия человека не позволяет распознавать объект наблюдения, то наблюдение и сбор информации ведется с помощью вспомогательных инструментов. В качестве объекта наблюдения может выступать процесс изменения состава и структуры материального объекта, его взаимодействие с окружающей средой, то есть временная или пространственно-временная структура. На сложном объекте наблюдения выделяют подсистему или подпроцесс, который выступает в качестве объекта изучения. Интересующие познающего субъекта существенные признаки объекта изучения принято называть предметом изучения. При выделении предмета изучения осуществляется синтез модели изучаемого объекта. В исследовательской и проектно-конструкторской деятельности выполняется обратная процедура построения объектов изучения и наблюдения на основе модели. Для организации информационной среды вуза может представлять интерес типология объектов. В профессиональной деятельности любому специалисту приходится иметь дело с объектами всех типов. Они выступают либо в качестве объектов наблюдения и изучения, либо выполняют инструментальную функцию. 1. Объекты, наделенные сознанием и материальной субстанцией – человек, социальная группа, общество в целом. Человек является ведущим элементом информационной среды, источником информации и высшей её формы – знания. Ведущая функция человека в создании и развитии информационной среды проявляется в том, что он вырабатывает систему целей и ценностей, осуществляет постановку проблем и задач. • Логико-лингвистические модели, отражающие картину мира качественно. Эти модели (связный текст на естественном языке, тезаурус, список персоналий) предназначены для языковой разметки мира, присвоения имен объектам, процессам и их признакам. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|