Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Развитие информационной среды

Развитие информационной среды вуза

Автор: Е. Л. Алфеева

Сущность процесса информатизации общества состоит в развитии его информационной среды. Наибольшее влияние на развитие современного общества оказывает научная информация, производимая и хранящаяся в информационной среде производственной и научной деятельности, в системе высшего профессионального образования. Информационная среда вуза предназначена для создания оптимальных условий для подготовки студента к развитию профессиональной информационной среды.

В составе информационной среды вуза, моделирующей профессиональную информационную среду, выделяем следующие компоненты, связанные информационными потоками.

•    Специалисты предметных областей, обладающие необходимым уровнем подготовки для взаимодействия со специалистами информационной техносферы в целях автоматизации профессиональной деятельности и эффективного управления объектами предметных областей и/или организации их самоуправления.
•    Информационная техносфера, включающая технические средства, программное обеспечение и информационные ресурсы предметных областей, необходимые для автоматизации профессиональной деятельности, осуществления информационного обмена и принятия наилучших решений для преобразования и управления объектами предметных областей.
•    Объекты предметных областей как источники и приемники информации.

Развитие информационной среды вуза определяется согласованными процессами развития всех её компонентов.

I. Формирование и развитие специалиста как ведущего компонента информационной среды профессиональной деятельности имеет следующие наиболее значимые составляющие.
Интеллектуализация определяется развитием рационального (конструктивного) и образного мышления.

Объявление:

•    Развитие рационального (конструктивного) мышления имеет целью построение системного и алгоритмического мышления. Системное и алгоритмическое мышление характеризуют знания, умения и навыки построения системного (морфологического, функционального и информационного) описания объектов предметных областей и процессов их преобразования, а также освоение логико-лингвистического, математического и программного моделирования предметной области. Образное мышление позволяет построить целостный познавательный образ объекта.
•    Освоение информационной культуры как процесса развития информационной среды профессиональной деятельности в целом и информационной техносферы в частности. Для специалистов предметных областей наиболее значимыми являются умения выбора необходимых программных продуктов и освоение методов управления знаниями, т.е. создания локальных структурированных информационных ресурсов, необходимых для постановки и решения конкретных проблем и задач предметных областей.
•    Формирование профессиональной рефлексии, включающей освоение информационных аспектов всех компонентов профессиональной деятельности, в том числе управления, научного исследования, передачи социального опыта, общественной практики и организации соответствующих информационных потоков. Развитая профессиональная рефлексия предполагает развитие объективной самооценки специалиста, в том числе уровня развития системного, алгоритмического, образного мышления, информационной культуры, морально-этических и правовых норм, оценки своих физических возможностей для приема и переработки информации.

Развитие правовых и морально-этических норм информационного пространства. В узком смысле имеется в виду проблема развития нормативно-правовой базы информационной безопасности общества. В широком смысле необходимо рассматривать информационные аспекты жизнедеятельности общества, определяющие принимаемые решения и их воплощение в общественную практику. Необходимо рассматривать возможные негативные последствия в каждой конкретной предметной области от решений, принимаемых на основе неточной, неполной, ложной информации.

Развитие культуры здорового образа жизни как необходимое условии эффективного приёма и переработки информации человеком. В узком смысле этот вопрос рассматривается с позиции соблюдения техники безопасности работы на компьютере. В широком смысле имеется в виду формирование ноосферного сознания, направленного на сбережение всех ресурсов человечества, сохранение природной среды и, соответственно, здоровья человека.

II. Развитие информационной техносферы состоит в компьютеризации и медиатизации и определяется следующими ведущими тенденциями, оказывающими существенное влияние на состояние системы образования: постоянное увеличение компьютерного парка учебных заведений и домашних пользователей; разработка интеллектуальных информационных систем; человеко-компьютерное взаимодействие на естественном языке; развитие профессиональных сетевых ресурсов; развитие дистанционного образования.

III. Автоматизация научно-исследовательских, проектных работ и управления объектами предметных областей, основная цель которой состоит в принятии наилучшего решения, обеспечивающего экономию природных, энергетических, финансовых, временных и людских ресурсов.

Сбережение ресурсов достигается за счёт организации эффективного управления объектами предметных областей средствами информационных технологий. Объекты предметных областей могут представлять собой сверхсложные самоорганизующиеся системы. Сложность может быть объективной, оцениваемой количеством элементом и связей между ними, а также качественными характеристиками элементов, определяющими их разнообразие. Субъективность оценки сложности системы состоит в теоретических, экспериментальных, вычислительных и других возможностях познающего субъекта. В силу указанных причин познающий субъект не может изучить объект во всей полноте. В связи с этим целесообразно определить часть реальности, на которой производятся наблюдения, которую назовём объектом наблюдения. Наблюдаемый объект должен быть материальным и иметь вещественный субстрат и пространственную структуру. Если диапазон каналов восприятия человека не позволяет распознавать объект наблюдения, то наблюдение и сбор информации ведется с помощью вспомогательных инструментов. В качестве объекта наблюдения может выступать процесс изменения состава и структуры  материального объекта, его взаимодействие с окружающей средой, то есть временная или пространственно-временная структура. На сложном объекте наблюдения выделяют подсистему или подпроцесс, который выступает в качестве объекта изучения. Интересующие познающего субъекта существенные признаки объекта изучения принято называть предметом изучения. При выделении предмета изучения осуществляется синтез модели изучаемого объекта. В исследовательской и проектно-конструкторской деятельности выполняется обратная процедура построения объектов изучения и наблюдения на основе модели.

Для организации информационной среды вуза может представлять интерес типология объектов. В профессиональной деятельности любому специалисту приходится иметь дело с объектами всех типов. Они выступают либо в качестве объектов наблюдения и изучения, либо выполняют инструментальную функцию.

1. Объекты, наделенные сознанием и материальной субстанцией – человек, социальная группа, общество в целом. Человек является ведущим элементом информационной среды, источником информации и высшей её формы – знания. Ведущая функция человека в создании и развитии информационной среды проявляется в том, что он вырабатывает систему целей и ценностей, осуществляет постановку проблем и задач.
2. Объекты, не обладающие сознанием. К ним относятся объекты живой и неживой природы, а также искусственные и технические объекты, построенные человеком по законам природы (в том числе информационная техносфера).
3. Объекты, отражающие деятельность сознания и эмоционально-волевой сферы человека, социальной группы, общества в целом. К ним относятся знаковые системы и системы, отображающие художественные образы. Предназначение систем «художественный образ» состоит в отражении морально-этических норм и системы ценностей личности, социальной группы, общества. В информационном аспекте знаковые системы служат для формализации, преобразования, хранения и передачи информации. Знаковые системы позволяют построить следующие классы моделей объектов.

•    Логико-лингвистические модели, отражающие картину мира качественно. Эти модели  (связный текст на естественном языке, тезаурус, список персоналий) предназначены для языковой разметки мира, присвоения имен объектам, процессам и их признакам.
•    Математические модели,  отражающие картину мира количественно. Эти модели предназначены для отражения структуры объектов и измерения их свойств. Наиболее значимым свойством математических моделей является операциональность.
•    Программные модели, построенные средствами искусственных языков, предназначены для проведения вычислительного эксперимента. Ведущим свойством этих моделей является автоматизация операций на лингвистических и математических моделях объектов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >