Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Создание компьютерной среды обучения

Создание компьютерной среды обучения в педагогическом вузе

Авторы: А. Ю. Казаков, М. А. Гаврилова

Понятие инновации все теснее связывается и переплетается с понятием компьютеризации в разных ее проявлениях. Поэтому инновационно- педагогическая деятельность в высшей школе не будет полноценной, если отсутствует хорошая компьютерная база и профессиональное программное обеспечение. Но стоит заметить, что педагогическая инновация не всегда связана с компьютером «напрямую». Она может базироваться на изменении содержания, форм, способов организации деятельности в процессе обучения. Однако как показывает практика, если не основой обучения, то хотя бы средством реализации какого-либо аспекта обучения является компьютер. То есть с его помощью определенные виды деятельности могут быть реализованы значительно эффективнее. Именно это и послужило основой для создания лаборатории компьютерных технологий в ПГПУ им. В.Г. Белинского.

Это техническая сторона вопроса. Другая – содержательная. И здесь удобно выделить два направления работы:

•    общие вопросы инновационных (в том числе компьютерных) технологий обучения;
•    проблемы конструирования и использования специфических информационных сред, которые тесно связаны с конкретной предметной областью или личными особенностями студентов.

На последнем остановимся подробнее. Формирование среды обучения – сложный процесс, на который влияют социально-исторические факторы (и прежде всего, традиции вуза и факультета), особенности содержания, личность учителя и др. В дальнейшем речь пойдет о создании конкретных информационных сред на физико-математическом факультете Пензенского государственного педагогического университета.

Спецификой факультета является тот факт, что процесс обучения связан не только с передачей определенных знаний и умений. В дополнении к этому необходимо критическое переосмысление нынешними студентами накопленного методического опыта и наработанных схем поведения, присущих учителю в целом и характерных для учителя математики в частности.

Объявление:

Одной из важнейших квалификационных характеристик современного учителя математики является свободное владение и творческое использование компьютера в своей профессиональной деятельности. Сформировать это качество в течение обучения в педагогическом вузе возможно лишь при создании специальной компьютерной среды обучения.
Принципиальным положением в моделировании и конструировании подобной среды обучения стало непрерывное использование компьютеров. Причем, на 1 и 3 курсах – компьютер это объект изучения. Поэтому основной задачей являются освоение современных программных средств и выработка умения ими пользоваться. На 3 курсе – знакомство с педагогическими программными средствами и методическим опытом по их применению. Приобретение информации, критический ее анализ, выбор перспективного направления. На 4 и 5 курсах – разработка своих программ, апробация, использование сохраненного методического опыта, представленного в виде отдельных программ и информационных сред, обмен, корректировка. Применение накопленного и самостоятельно приобретенного опыта работы с компьютером во время педагогической практики. Обязательным требованием является использование компьютера как на уроках информатики, так и на уроках математики, физики и во внеклассной работе.

Углубление и расширение личного опыта происходит во время изучения элективных курсов и внедрения выполненных самостоятельно компьютерных разработок. Теоретическое обоснование, обработка экспериментальных результатов происходит в процессе подготовки дипломных работ.

Дидактические среды создаются двумя основными путями: реализация с помощью компьютера известной дидактической среды: наборы тренировочных упражнений, тестов, графиков и пр.; использование специфических возможностей компьютера и создание дидактической среды, построенной на оригинальной методической идее и новыми средствами представления знаний.

Наш опыт подсказывает, что начинать надо с компьютерного моделирования традиционных сред в учебном процессе. К традиционным информационным средам относятся, прежде всего, тексты, дидактические материалы, исследовательские работы, моделирование практических опытов и др. Главными идеями здесь являются жесткая структура, типологизация, визуальное представление информации. Подобные компьютерные технологии хорошо внедряются в учебный процесс и не требуют длительной подготовки преподавателей.

Первый подход, естественно, более активно начал заполнять образовательное пространство, и есть уже некоторые результаты. Нами накоплен опыт использования компьютерных педагогических программных средств, выпускаемых фирмой «1С» и предназначенных для непосредственного применения в практике работы общеобразовательных школ.
Ко второму пути можно отнести метод проектов. Его реализация осуществляется на основе использования компьютерных программ Word, Power Point, Photo Shop и других. В качестве методической основы используются материалы, предоставляемые для реализации программы Intel. В качестве современных источников информации выступают ресурсы среды Internet и электронных энциклопедий серии «Кирилл и Мефодий». Для создания предметной информационной среды обучения используется Macromedia Flash. Инструментарий этой программы позволяет уплотнять информацию и демонстрировать оригинальные методические идеи. Такие дидактические среды начали создаваться и апробироваться.

Создание компьютерной среды обучения подразумевает постоянное использование компьютеров на занятиях преподавателями различных дисциплин. Это достаточно сложная проблема, но тем не менее она также разрешима. Основными структурными элементами учебного процесса являются лекции, практические и лабораторные занятия. Увеличение их информативной насыщенности, наглядности, динамичности позволяют компьютерные презентации (слайд-фильмы), подготовленные с помощью различных пакетов прикладных программ. Наиболее популярен - Power Point. Широкое распространение, достаточные возможности для представления различного вида информации (графики, таблицы, диаграммы, изображения, импортируемые из различных информационных источников), простота освоения пользователями, достаточный набор шаблонов оформления слайдов, различные режимы их предъявления.
Опыт создания, функционирования и осмысления уже достигнутых результатов, корректировка всей работы – основная задача нынешнего дня.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >