Создание компьютерной среды обучения |
Создание компьютерной среды обучения в педагогическом вузеАвторы: А. Ю. Казаков, М. А. ГавриловаПонятие инновации все теснее связывается и переплетается с понятием компьютеризации в разных ее проявлениях. Поэтому инновационно- педагогическая деятельность в высшей школе не будет полноценной, если отсутствует хорошая компьютерная база и профессиональное программное обеспечение. Но стоит заметить, что педагогическая инновация не всегда связана с компьютером «напрямую». Она может базироваться на изменении содержания, форм, способов организации деятельности в процессе обучения. Однако как показывает практика, если не основой обучения, то хотя бы средством реализации какого-либо аспекта обучения является компьютер. То есть с его помощью определенные виды деятельности могут быть реализованы значительно эффективнее. Именно это и послужило основой для создания лаборатории компьютерных технологий в ПГПУ им. В.Г. Белинского. Это техническая сторона вопроса. Другая – содержательная. И здесь удобно выделить два направления работы: • общие вопросы инновационных (в том числе компьютерных) технологий обучения; На последнем остановимся подробнее. Формирование среды обучения – сложный процесс, на который влияют социально-исторические факторы (и прежде всего, традиции вуза и факультета), особенности содержания, личность учителя и др. В дальнейшем речь пойдет о создании конкретных информационных сред на физико-математическом факультете Пензенского государственного педагогического университета. Спецификой факультета является тот факт, что процесс обучения связан не только с передачей определенных знаний и умений. В дополнении к этому необходимо критическое переосмысление нынешними студентами накопленного методического опыта и наработанных схем поведения, присущих учителю в целом и характерных для учителя математики в частности. Объявление: Одной из важнейших квалификационных характеристик современного учителя математики является свободное владение и творческое использование компьютера в своей профессиональной деятельности. Сформировать это качество в течение обучения в педагогическом вузе возможно лишь при создании специальной компьютерной среды обучения. Углубление и расширение личного опыта происходит во время изучения элективных курсов и внедрения выполненных самостоятельно компьютерных разработок. Теоретическое обоснование, обработка экспериментальных результатов происходит в процессе подготовки дипломных работ. Дидактические среды создаются двумя основными путями: реализация с помощью компьютера известной дидактической среды: наборы тренировочных упражнений, тестов, графиков и пр.; использование специфических возможностей компьютера и создание дидактической среды, построенной на оригинальной методической идее и новыми средствами представления знаний. Наш опыт подсказывает, что начинать надо с компьютерного моделирования традиционных сред в учебном процессе. К традиционным информационным средам относятся, прежде всего, тексты, дидактические материалы, исследовательские работы, моделирование практических опытов и др. Главными идеями здесь являются жесткая структура, типологизация, визуальное представление информации. Подобные компьютерные технологии хорошо внедряются в учебный процесс и не требуют длительной подготовки преподавателей. Первый подход, естественно, более активно начал заполнять образовательное пространство, и есть уже некоторые результаты. Нами накоплен опыт использования компьютерных педагогических программных средств, выпускаемых фирмой «1С» и предназначенных для непосредственного применения в практике работы общеобразовательных школ. Создание компьютерной среды обучения подразумевает постоянное использование компьютеров на занятиях преподавателями различных дисциплин. Это достаточно сложная проблема, но тем не менее она также разрешима. Основными структурными элементами учебного процесса являются лекции, практические и лабораторные занятия. Увеличение их информативной насыщенности, наглядности, динамичности позволяют компьютерные презентации (слайд-фильмы), подготовленные с помощью различных пакетов прикладных программ. Наиболее популярен - Power Point. Широкое распространение, достаточные возможности для представления различного вида информации (графики, таблицы, диаграммы, изображения, импортируемые из различных информационных источников), простота освоения пользователями, достаточный набор шаблонов оформления слайдов, различные режимы их предъявления. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|