Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Внедрение новых информационных педтехнологий

Внедрение новых информационных педтехнологий и проблема преемственности дошкольного и начального звеньев образования

Автор: Л. А. Калмыкова

Общеизвестно, что в большинстве цивилизованных стран мира существует единая, логично выстроенная система обучения и воспитания детей от рождения до десяти лет.
Тем не менее, в Украине до сих пор действует научно и методически несогласованная система обучения и воспитания дошкольников, а также младших школьников, сохраняется искусственное разделение возрастного периода – «детство» на дошкольников и младших школьников без достаточного учета в нем логических связей в процессе обучения и воспитания;

Существуют отличающиеся в концептуальном и технологическом обеспечении подходы к целостному возрастному периоду, отсутствуют конструктивные пути интеграции двух смежных звеньев образования. Все это негативно влияет на развитие ребенка, на формирование его личностных качеств и состояние физического и морального здоровья. Таким образом, несмотря на значимость и актуальность проблемы преемственности и перспективности, она по-прежнему остается малоразработанной.

Сегодня, когда разрабатываются государственные стандарты дошкольного и начального образования, внедряются новые информационные технологии, проблема осуществления преемственности между двумя этими звеньями еще более актуализируется.

Педагогическая технология, согласно утверждению В.П.Беспалько, - «это проект определенной педагогической системы, который реализуется на практике» (1, 6). Педагогическую систему ученый рассматривает как совокупность взаимосвязанных способов, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного влияния на формирование личности с заданными качествами.

Б.Т. Лихачев трактует педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и комбинацию форм, методов, приемов, способов воспитательного воздействия. По определению Б.Т. Лихачева, технологический процесс – это определенная система технологических единиц, ориентированных на конкретный педагогический результат. Педагогическая технология – это не механический, раз и навсегда заданный процесс с неизменным результатом, а организационно-содержательная структура, вектор, который определяет направление взаимодействия педагога и учащихся при бесконечном разнообразии подходов и отношений. Гуманистическое значение педагогических технологий обнаруживается в освобождении духовных сил для творческих проявлений и взаимодействий (3, 121).

Объявление:

Таким образом, разработка педагогических технологий – это конструирование оптимальных систем обучения и воспитания, проектирование учебно-воспитательных процессов. Специфические черты технологии: разработка диагностически определенных целей обучения, ориентация всех учебных процедур на гарантированное их достижение, оперативная обратная связь; оценка текущих и итоговых результатов; отображаемость учебных процедур.

Информационные технологии определяют как педагогические инновации. Поскольку обучение суть передача информации ученику, а информационные технологии – это процессы, связанные с переработкой информации, следовательно, в обучении информационные технологии использовались всегда. А.А.Леонтьев утверждает: «Само понятие информации, хоть и пришло из области техники связи, все же по своему происхождению является человеческим. Таким образом, все начиналось с изучения передачи по техническим каналам семантической информации от человека к человеку» (2, 15).

Любые методики и педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она наилучшим образом была усвоена учениками, т.е. любая педагогическая технология – это информационные технологии.

 В соответствии с современным пониманием педагогических технологий возникает насущная необходимость пересмотра логики содержания образования, отраженного в программах, в образовательных технологиях, которая проецировалась бы на два смежных звена: дошкольное и начальное, поскольку в существующей на сегодняшний день традиционной системе «детский сад – начальная школа» используются технологии, недостаточно учитывающие преемственность обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Как показывает практика, часто осуществляется дублирование целей, задач, содержания, организационных форм и методов начальной школы в детском саду. В частности, содержание дошкольного образования выстраивается согласно логике будущих школьных предметов: практикуется ускоренное обучение чтению, письму, знакомство с трудными для дошкольников математическими сведениями, доминирует формирование предметных умений и навыков над общеучебными, общепознавательными и всесторонним развитием личности ребенка. Игра и другие специфические формы обучения и воспитания дошкольников неправомерно вытесняются учебными занятиями. Характерным является искусственное «забегание вперед» - в школьные виды и формы работы, которое осуществляется за счет игнорирования специфических видов деятельности дошкольника и ориентировано на ускоренную акселерацию; отсутствие сформированности у будущего ученика качеств, необходимых для осуществления учебной деятельности, негативно сказывается на становлении личности ребенка. Не осуществляется своевременная социально-педагогическая поддержка нуждающихся в ней детей, а также коррекционно-педагогическая помощь. С другой стороны, усложняется работа учителя в связи с разноуровневой подготовкой детей, пришедших в первый класс. Наряду с этим в начальной школе зафиксированы следующие тенденции: упрощенное понимание содержания образования в дошкольном возрасте, его значения; незавершенность линий образовательно-воспитательной работы, начатой в дошкольном детстве; отсутствие методики устранения школьного стресса с позиций коррекционно-развивающего подхода.

Результаты медицинских исследований также свидетельствуют о том, что недостаточный учет в начальной школе специфики и уровня развития детей дошкольного возраста, несформированность мотивационной и волевой сфер психики ребенка приводят к перенапряжению и переутомлению, что провоцирует различного рода неврозы, высокий уровень дезадаптации младшего школьника.

Среди причин, вызывающих несогласованность, обособленность дошкольного и начального звеньев образования, следует назвать отсутствие современных технологий обучения, воспитания и развития в период детства, учитывающих закономерности рече-мыслительной деятельности ребенка, развития эмоциональной сферы его психики. Образовательные технологии, как правило, обусловлены логикой учебного предмета, а не логикой развития ребенка. Именно поэтому не учитывается самоценность каждого возрастного периода развития ребенка, специфика процесса обучения и воспитания с учетом возрастных возможностей, а также особенностей детей.

Таким образом, существующая в настоящее время проблема преемственности и перспективности в системе обучения в детском саду и в школе может быть решена на научном уровне и практически реализована путем создания новых образовательных технологий, построенных на целостном, системном, всеобщем подходе, который удовлетворит потребности обоих звеньев образования – дошкольного и начального.

На наш взгляд, успешный переход школы на двенадцатилетний срок обучения возможен лишь при условии единой линии развития детей трех-десяти лет, внедрения новых информационных технологий    непрерывного дошкольного и начального школьного образования, создания концептуально-методической теории реализации принципа преемственности и перспективности в этих звеньях.

Положения, вытекающие из вышесказанного, могут быть сформулированы следующим образом:

- концептуальная направленность проблемы на модернизацию существующих и создание новых технологий обучения и воспитания дошкольников и младших школьников с целью усовершенствования содержания, методов, форм психолого-педагогического процесса смежных возрастных этапов, определяющих успешность дальнейшего гармоничного развития детей;
- построение технологической модели целостного образовательного простора на переходном этапе от дошкольного учреждения к школе;
- создание новых непрерывных технологий образования детей трех-десяти лет, которые бы выдерживали единую логическую линию развития ребенка на смежных этапах образования в рамках одного возрастного периода.

Вышеперечисленные положения обусловлены отсутствием крайне необходимого сегодня системного подхода к созданию технологий, удовлетворяющих потребности обоих звеньев образования – дошкольного и начального.

Основная цель такого подхода заключается в интеграции процессов воспитания, обучения и развития детей в двух смежных звеньях, дошкольном и начальном, а также в построении новой технологической модели целостного образовательного простора на переходном этапе от дошкольного детства к школе.

Решение проблемы преемственности в современных образовательных технологиях с учетом перспективных направлений дошкольного воспитания и начального обучения возможно лишь при условии осознания и понимания природных связей, которые имеют место в развитии ребенка именно в период детства. Учет закономерностей психического развития в переходный период, выстраивание педагогического процесса с опорой на логические связи будут способствовать: а) постепенному развитию ребенка без конфликтно-болезненного прохождения им смежных этапов; б) использованию педагогом возможностей опираться на наиболее ценные для становления личности ребенка потенциальные способности, характерные определенному возрастному периоду.

Преемственность – многомерное, многоаспектное педагогическое явление. Эту проблему следует рассматривать, во-первых, как закономерность психического и физического развития ребенка; во-вторых, как условие реализации непрерывного образования; в-третьих, как принцип обучения и воспитания. Кроме того, преемственность сегодня непременно должна позиционироваться как предпосылка создания новой педагогической технологии, как концептуальный подход и теоретическая основа, как ведущий признак образовательно-воспитательных технологий.

Создание новых технологий образования и воспитания сегодня невозможно и без реализации принципа перспективности, крайне необходимой в дошкольном возрасте специальной подготовки. С какого возраста ее начинать? На что она в большей степени должна быть направлена: на раннее формирование узкопредметных умений или на овладение способом познания с опорой на содержание будущих предметных знаний путем наблюдений, анализа, систематизации, абстрагирования и пр.; на развитие у детей учебных умений или на формирование тех психических процессов, которые являются ведущими на данном возрастном этапе?

Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что специальная пропедевтическая работа способна обеспечить достаточный для обучения в начальном звене школы уровень развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка. Осуществить индивидуально-ориентрованное формирование личности ребенка можно лишь при условии использования педагогических технологий, предусматривающих осознание и усвоение детьми существенных признаков тех предметов, понятий, явлений, которые они будут изучать в начальной школе. Если же происходит искусственное «перемещение» содержания предметных требований начальной школы на смежную ступень образования – дошкольную, ситуация усложняется: дети механически запоминают понятия, не осознавая их, перегружают память чрезмерным объемом непонятных для них предметных сведений, переутомляются при овладении несвоевременными предметными умениями, теряют интерес к обучению. Поэтому специальная подготовка в дошкольный период образования должна быть направлена на общепсихическое развитие ребенка, в частности: на развитие способностей; на мотивационную готовность к обучению и овладению учебными умениями; на развитие познавательных интересов; на формирование личности ребенка и овладение им новой социальной ролью ученика.

Внедрение педагогических технологий, опирающихся на принципы преемственности и перспективности, призвано решить следующие задачи:

- реализация личностно-ориентированного подхода;
- подготовка к школе с учетом перспективных тенденций общего развития ребенка;
- формирование готовности к обучению, а также развитие личностных качеств, необходимых для осуществления новой для дошкольника учебной работы;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- формирование у дошкольников познавательных умений: наблюдения, сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации, абстрагирования;
- учет конкретных, наиболее значимых этапов становления личности  ребенка;
- создание перспективного содержания дошкольного образования, логически продолжающегося в начальной школе на основе единой направленности;
- развитие предметных знаний, умений и навыков в школе с опорой на сформированные в дошкольный период психические процессы;
- презентация учебных сведений на основе единства репродуктивного и творческого подходов в формировании умений и навыков;
- предупреждение и устранение ранней школьной дезадаптации.

Концепция разработки и внедрения информационных педагогических технологий, основанных на принципах преемственности и перспективности, является перспективной и полностью созвучна требованиям к обучению и воспитанию большинства европейских стран и ближнего зарубежья.

Список литературы

1.    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. М.: Педагогика, 1989.
2.    Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность /А.А. Леонтьев.  М.: Политиздат, 1974. 304 с.
3.    Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. М.: Педагогика-Пресс, 1998.  320 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >