Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информатизация школы

К вопросу об участии учителя в информатизации школы

Автор: С. М. Конюшенко

С начала 90-х годов российское  педагогическое сообщество обсуждает проблему информатизации образования. Именно в это время  была разработана концепция информатизации образования, в которой отмечалось, что информатизация образования это не столько развитие материально-технической базы образования, сколько подготовка учебно-методических комплексов нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда (1). В настоящее время информатизацию образования представляют как  сложение трех основных составляющих: 

1.    Техническая и коммуникационная достаточность. Образовательные учреждения должны быть оснащены компьютерным оборудованием, а также устойчивыми каналами приема и передачи электронной информации.
2.    Современные электронные образовательные ресурсы, контент информационно-образовательной среды.
3.    Квалифицированные пользователи. В образовании это в первую очередь педагоги и учащиеся.

Эти три фактора тесно связаны между собой, и только при их эффективном взаимодействии можно говорить о реальной информатизации образования (2).
На сегодня можно говорить о достижении определенных успехов в оснащении учреждений образования компьютерной техникой. В нашем регионе практически каждая школа имеет компьютерный класс, а некоторые и два класса. Казалось бы, созданы условия для активного использования этого инструмента (компьютер) в учебном процессе. Иди и твори. Но результаты анкетирования учителей средних школ Калининграда, которое было проведено (2004 г.) с целью выявления уровня сформированности их информационной культуры, показывают, что учитель-предметник не спешит в компьютерный класс. В опросе приняло участие порядка 800 респондентов, из них более половины  (64,2%) работают в школе свыше 10 лет, а по квалификационным категориям распределение выглядело так: высшую категорию имеет 42,3%, первую – 32,4%, вторую – 25,6%.   На вопрос «Вызывает ли у Вас интерес проблема информатизации образования?»  в основном респонденты ответили положительно, и только 5,6% педагогов проблемы информатизации не интересуют,  и тому может быть множество причин.  Однако на вопрос «Насколько Вы осведомлены о роли новых информационных технологий (НИТ) в образовании?»  ответы имели больший разброс. Так только 10% респондентов имеют представления о роли НИТ , 70,4% - высказали частичную осведомленность и 19,6% - не представляют возможности применения НИТ в образовании.

Таким образом, учителям в основном не понятно как использовать НИТ  в учебной и внеучебной деятельности школы, как сделать так, что бы компьютер стал инструментом, помогающим в педагогической деятельности, что бы он мог облегчить труд учителя. Пока по результатам нашего анкетирования на вопрос « Что для Вас компьютер?» ответы респондентов распределились следующим образом:

1.    Устройство для выполнения программ – 25%
2.    Средство обработки информации – 34,7%
3.    Средство коммуникации (электронная почта, чаты и форумы, ICQ и т.д.) – 21,3%
4.    Средство саморазвития – 40,6%
5.    Устройство для доступа к электронным информационным ресурсам – 24,4%
6.    Устройство для проведения досуга – 19,6%
7.    Вместе с принтером – печатная машинка – 42,6%
8.    Другое – 3,6%.           

Объявление:

Большинство респондентов считают, что компьютер это печатная машинка, средство саморазвития и обработки информации, а далеко не инструмент, который позволит снизить нагрузку на учителя.

В чем причина такого медленного процесса понимания и применения учителем  НИТ в педагогической деятельности? Ведь в настоящее время практически в каждом регионе действуют курсы повышения компьютерной грамотности,  компьютерные обучающие центры (например, центры Федерации Интернет образования) или учебные курсы по включению в школьную практику информационных технологий (например, программа Intel «Обучение для будущего»). Главная цель всех этих обучающих площадок показать учителю, как информационные технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения учащихся (3). Мы видели, с каким интересом учителя работают на этих курсах. Однако большая часть  учителей-выпускников курсов  возвращается в свою школу и продолжает работать по старому, или в лучшем случае использует полученные знания при прохождении аттестации, при проведении открытых уроков или при каких-то специальных ситуациях.

На наш взгляд, причины возникновения данной ситуации кроются в ряде  условий, изменение которых позволило бы ускорить  процесс внедрения НИТ в педагогическую деятельность. Здесь мы отметим в основном те  условия,  которые можно создать на муниципальном уровне. 

Понятно, что учитель, освоив новые знания, остается с ними один на один и придя в школу не получает поддержки от своих коллег и администрации. Участие администрации в процессе внедрения новых информационных и педагогических технологий в учебную деятельность заключается в поддержке педагогических инициатив, в организации и проведении методических семинаров, круглых столов по обмену опытом. Главное - в педагогическом коллективе всегда необходимо поддерживать дух новаторства.

Следующим условием может быть изменение ситуации с распределением  в муниципальной образовательной системе компьютерной техники. Оснащение школ офисной и компьютерной техникой должно происходить по принципу участия учителей школы в различных городских, региональных инновационных программах, конкурсах. Важно определить, как учителя планируют использовать эту технику в учебном процессе. С этой целю необходимо постоянно проводить конкурс учебных проектов, который бы позволил стимулировать учителя к овладению информационными технологиями, применению их в своей профессиональной деятельности, изучению передового опыта в области информационных технологий и т.д.
Часто учитель не имеет возможность получить необходимую ему консультацию по применению компьютера или программного обеспечения. Конечно, успеха добивается тот учитель, который открыт для освоения новых знаний даже, если этими знаниями делится с ним его ученик. При освоении информационных технологий  принцип «ученик научи учителя» вполне приемлем. Однако учитель должен иметь возможность получить методические консультации по применению программных продуктов и техническому обслуживанию, иметь доступ к образовательным информационным ресурсам. Такая консультационная служба может быть создана на базе какого-нибудь  учебного заведения, где уже есть опыт работы с электронными ресурсами и организован доступ к ним, есть технические специалисты  и возможность проведения различных мероприятий по обмену опытом.

Проблему информатизации надо решать «всем миром», без общественной поддержки эту проблему не решить. Для этого необходимо процесс информатизации вести гласно, постоянно информируя всех представителей социума о достижениях и возникающих проблемах. Эту работу по подготовке такого рода информации могли бы вести специалисты консультационной службы.

Ускорение процесса информатизации образования, конечно, зависит и от других условий, но мы показали, что можно сделать своими силами, в своем городе без помощи центра.

Список литературы

1.    Концепция информатизации образования – http://www.informika.ru
2.    Монахов С.В. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы –  http://vio.fio.ru
3.    Обучение для будущего: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. 368 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >