
Информатизация школы |
К вопросу об участии учителя в информатизации школыАвтор: С. М. КонюшенкоС начала 90-х годов российское педагогическое сообщество обсуждает проблему информатизации образования. Именно в это время была разработана концепция информатизации образования, в которой отмечалось, что информатизация образования это не столько развитие материально-технической базы образования, сколько подготовка учебно-методических комплексов нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда (1). В настоящее время информатизацию образования представляют как сложение трех основных составляющих: 1. Техническая и коммуникационная достаточность. Образовательные учреждения должны быть оснащены компьютерным оборудованием, а также устойчивыми каналами приема и передачи электронной информации. Эти три фактора тесно связаны между собой, и только при их эффективном взаимодействии можно говорить о реальной информатизации образования (2). Таким образом, учителям в основном не понятно как использовать НИТ в учебной и внеучебной деятельности школы, как сделать так, что бы компьютер стал инструментом, помогающим в педагогической деятельности, что бы он мог облегчить труд учителя. Пока по результатам нашего анкетирования на вопрос « Что для Вас компьютер?» ответы респондентов распределились следующим образом: 1. Устройство для выполнения программ – 25% Большинство респондентов считают, что компьютер это печатная машинка, средство саморазвития и обработки информации, а далеко не инструмент, который позволит снизить нагрузку на учителя. В чем причина такого медленного процесса понимания и применения учителем НИТ в педагогической деятельности? Ведь в настоящее время практически в каждом регионе действуют курсы повышения компьютерной грамотности, компьютерные обучающие центры (например, центры Федерации Интернет образования) или учебные курсы по включению в школьную практику информационных технологий (например, программа Intel «Обучение для будущего»). Главная цель всех этих обучающих площадок показать учителю, как информационные технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения учащихся (3). Мы видели, с каким интересом учителя работают на этих курсах. Однако большая часть учителей-выпускников курсов возвращается в свою школу и продолжает работать по старому, или в лучшем случае использует полученные знания при прохождении аттестации, при проведении открытых уроков или при каких-то специальных ситуациях. На наш взгляд, причины возникновения данной ситуации кроются в ряде условий, изменение которых позволило бы ускорить процесс внедрения НИТ в педагогическую деятельность. Здесь мы отметим в основном те условия, которые можно создать на муниципальном уровне. Понятно, что учитель, освоив новые знания, остается с ними один на один и придя в школу не получает поддержки от своих коллег и администрации. Участие администрации в процессе внедрения новых информационных и педагогических технологий в учебную деятельность заключается в поддержке педагогических инициатив, в организации и проведении методических семинаров, круглых столов по обмену опытом. Главное - в педагогическом коллективе всегда необходимо поддерживать дух новаторства. Следующим условием может быть изменение ситуации с распределением в муниципальной образовательной системе компьютерной техники. Оснащение школ офисной и компьютерной техникой должно происходить по принципу участия учителей школы в различных городских, региональных инновационных программах, конкурсах. Важно определить, как учителя планируют использовать эту технику в учебном процессе. С этой целю необходимо постоянно проводить конкурс учебных проектов, который бы позволил стимулировать учителя к овладению информационными технологиями, применению их в своей профессиональной деятельности, изучению передового опыта в области информационных технологий и т.д. Проблему информатизации надо решать «всем миром», без общественной поддержки эту проблему не решить. Для этого необходимо процесс информатизации вести гласно, постоянно информируя всех представителей социума о достижениях и возникающих проблемах. Эту работу по подготовке такого рода информации могли бы вести специалисты консультационной службы. Ускорение процесса информатизации образования, конечно, зависит и от других условий, но мы показали, что можно сделать своими силами, в своем городе без помощи центра. Список литературы 1. Концепция информатизации образования – http://www.informika.ru |
< Предыдущая | Следующая > |
---|