Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Информационные технологии в учебном процессе

Компьютерные информационные технологии в учебном процессе вуза

Авторы: В. З. Лутиков, К. В. Лутиков

Трансформационные процессы начала 1990-х годов кардинально изменили социально-экономический и политический строй России и далеки ещё до своего логического завершения. К настоящему времени сохраняется неопределённость перспектив в развитии экономики: некоторого уровня развития мы достигли только в сырьевых отраслях экономики, в прочих же продолжается спад либо застой.

Насильственное революционное внедрение рыночных механизмов хозяйствования привело к резкому разрушению экономики, расслоению населения по уровню доходов и, естественно, к уменьшению финансирования государственных образовательных учреждений. Высшие учебные заведения были отправлены в «свободное плавание».

Несмотря на трудности в финансировании  образования и вопреки негативным последствиям перестроечного периода в России наметилась явная тенденция к созданию информационного  общества, воплощается в жизнь концепция информационной культуры с широким использованием современных информационных технологий в учебном процессе. Информационная, компьютерная грамотность встала в один ряд с обычной грамотностью – умением читать и писать: квалифицированный специалист теперь обязан овладеть не только профессиональными и общекультурными знаниями, но и компьютерной и информационной культурой, уметь в короткий промежуток времени находить и усваивать необходимую ему информацию, использовать полученные знания наиболее удачным образом.

Глубокие изменения, определяемые новыми технологиями хранения и передачи знаний и информации, обусловили необходимость соответствующей адаптации к ним как мировой, так и отечественной систем высшего профессионального образования.

Недовольство неэффективностью системы традиционного образования и возрастающие требования к качеству подготовки специалиста побудили ведущие вузы и университеты страны приступить к разработкам и внедрению в учебный процесс новых форм и методов обучения, в частности, компьютерных информационных технологий и мультимедийных средств. Разрабатываются и внедряются обучающие компьютерные программы и электронные учебники.

Процесс активной модернизации отечественного образования начался с 1997 года, после подписания Россией и последующей ратификацией Лиссабонской конвенции, документа, который в отличие от декларации (в том числе и Болонской) имеет юридическую силу.

Объявление:

Следующим документом, инициировавшим сближение России с европейскими странами в формировании единого европейского образовательного пространства, была Болонская декларация, подписанная в сентябре 2003 г. Министерством образования РФ. Основу Болонской декларации составляют следующие основные положения:

1.    Введение общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании (с 2005 г.) с формой, разработанной под эгидой ЕС.
2.    Введение единого для всей Европы механизма учёта освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода кредита (ECTS).
3.    Создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей.
4.    Введение двухуровневого образования (бакалавра, магистра), а в принципе и трёхуровневого.
5.    Повышение качества образования и установление совместимых (общеевропейских) критериев его оценки.

Пути реформирования отечественного образования на ближайшие годы определены нормативным документом с очень длинным, но ничего не говорящем о его содержании названием (подписан Президентом Российской Федерации 22 августа 2004 г.): «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (122 – Ф3), в обиходе названным законом о монетизации льгот для населения. Этим законом модернизация образования сводится к фактическому урезанию расходов федерального бюджета на осуществление учебного процесса. На сегодняшний день федеральный компонент в ГОС ВПО составляет в среднем около 70-80% от общего объёма трудоёмкости освоения образовательной программы. Остальные 20-30% расходов предполагается получить с регионов или с родителей студентов. Возникает вопрос о реализации гарантированного Конституцией России права граждан на получение бесплатного, на конкурсной основе, высшего образования, особенно для той трети населения, доходы которой ниже прожиточного минимума.

В свете изложенного, процесс модернизации образования в России представляется неизбежным. Механизм его действия станет более прозрачным и наглядным, если весь образовательный процесс в высшем учебном заведении представить в виде некоторой математической модели, близкой к системе массового обслуживания. Учебный процесс в этой системе можно описать в виде некоторой функции y=f(x), на входе которой абитуриент (аргумент x) поступает в учебное заведение (обслуживающая система, функция f), «обрабатывается» в ней и на выходе имеем результат воздействия образовательной системы – специалиста соответствующей квалификации (переменная y).

Любая математическая функция имеет область своего существования (определения), вне которой функция не имеет реального смысла. Аналогично, функционирование образовательной системы (f) определяется входящим потоком абитуриентов (x), знания которых должны удовлетворять определённым Государственным стандартам.

С развитием рыночных отношений высшее образование стало более открытым и доступным для всех желающих, вне зависимости от их  исходного уровня знаний. Поступающие на договорной основе  вместо вступительных экзаменов проходят собеседования. В одних и тех же группах стали обучаться студенты, прошедшие жёсткий конкурс вступительных экзаменов, и поступившие через систему собеседований, главным критерием которых является вовремя оплаченное платёжное поручение, но многие из платников в принципе не в состоянии усвоить программы профессионального высшего образования. Недофинансирование вузов на сегодняшний день лишает их возможности отказаться от набора на платное обучение и усиления контроля  успеваемости студентов с последующим отчислением по соответствующим показателям.  Накопление в образовательной системе «критической массы» неуспевающих студентов приводит к выпуску «некачественной продукции», не востребованных специалистов, и даже к возможному разрушению самой образовательной системы.

Для обеспечения качества образования уже на входе необходимо в студенты зачислять тех абитуриентов, которые прошли тестирование по принципу ЕГЭ в одном из нескольких конкурирующих тестирующих учреждений,  подобных Центру тестирования Минобразования России, и набравших не менее фиксированного количества баллов.

С функциональной точки зрения технологический процесс традиционного обучения, как в системе массового обслуживания, осуществляется в три последовательных этапа: предъявление (или поиск) нового материала, освоение его студентом и контроль освоенного,  реализацией которых заняты три основных блока: учебно-методическая литература; профессорско-преподавательский состав (ППС); технические средства обучения (ТСО).

Источниками нового материала в классической системе образования являлись книги и преподаватели, приблизительно в равных пропорциях по трудозатратам студента. Самостоятельное освоение нового материала по книгам не каждому студенту по силам (в противном случае функционировала бы массовая сеть экстернатов). Только педагогический опыт и методическое мастерство преподавателя помогает студенту разобраться в сложностях учебного материала и овладении необходимыми знаниями. Только участие преподавателя в учебном  процессе делает его истинно взаимообратным и безальтернативным.

ТСО в классическом образовании играли вспомогательную иллюстративную роль и занимали не более 1% учебного времени студента. В результате бурного развития информационных компьютерных технологий на смену традиционным ТСО в учебный процесс внедрились дистанционные образовательные технологии (ДО), TV-технологии и т.п., при этом наблюдается поспешная и неоправданная замена «живого» труда преподавателя «овеществлённым».

По своей форме и сути ДО-технологии близки к заочному образованию, только первые отличаются своей высокой технологичностью. В обеих системах обучения студент самостоятельно добывает знания и усваивает их посредством компьютера, электронного или обычного учебника. Подобная задача большинству студентам не по силам, поэтому возникает необходимость участия  в образовательном процессе преподавателя (тьютора), причём желательно в реальном времени. Попытка в ДО-технологиях оставить обучающегося наедине с компьютером (читай  - с книгой) и минимизировать время его реального контакта с преподавателем приводит к снижению качества конечного «продукта». Последствия очевидны.

Компьютеризация учебного процесса является неизбежным явлением, и чтобы процессы модернизации системы образования не носили антагонистического характера, оставались доступными для всех слоёв населения, необходимо, чтобы виртуальные и классические формы обучения не являлись взаимоисключающими, а были взаимопроникающими, максимально использующими достижения науки и техники. Выбор оптимального сочетания технологий обучения желательно оставить за самим обучающимся.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >