
Техническое обеспечение дистанционного обучения |
Техническое обеспечение и формы представления учебных материалов в дистанционном обученииАвторы: Н. В. Поляков, С. В. Чернышенко, Ю. Е. ГутникОдной из важных задач, которые возникают в процессе дистанционного обучения, является предоставление учебных материалов пользователям-учащимся. Источник учебных материалов> Средство связи>Учащийся. Средства связи могут быть как технические (например, Интернет, телефонная связь), так и другие (доставка корреспонденции, передача из рук в руки). Далее речь пойдет о электронном обучении (e-learning), поэтому нас будут интересовать именно технические средства связи и компьютерные виды представления информации. а) техническую возможность их воспроизведения учащимся; Рассмотрим подробнее эти требования. Возможность воспроизведения учебных материалов на оборудовании учащегося зависит от имеющегося у него оборудования (компьютера, его конфигурации) и доступного объекту обучения программного обеспечения. Таким образом, для того, чтобы оценить техническое обеспечение ученика, нужно представлять целевую аудиторию предлагаемой услуги - дистанционного обучения - и проанализировать данные об уровне технического обеспечения ее представителей. Достаточно очевидно, что образовательные услуги, например, в США и на Украине ориентированы на пользователей с разным уровнем технического обеспечения. Данные о том, какое техническое обеспечение у потенциальных учащихся, можно получить, проведя свое социологическое исследование или воспользовавшись другими статистическими данными, например, результатами Глобальной статистики Интернет. Почему именно эти данные имеют особую важность, станет понятно далее. Рассмотрим способы транспортировки материалов, представленных в компьютерном виде. Наиболее распространенными средствами доставки электронных материалов являются: а) передача носителей с записанными учебными материалами; б) транспортировка по сети. Передача носителей (CD, дискеты и другие) возможна как при непосредственном контакте с учащимся (из рук в руки при поступлении или во время установленных очных посещений учебного заведения), так и с помощью служб доставки корреспонденции (почтовое сообщение, курьерские службы). Отметим, что характерный объем передаваемой информации в данном случае зависит от типа носителя. Как уже говорилось, важным условием для реализации предоставления учебных материалов учащемуся является наличие у него возможности воспроизвести переданный материал, то есть в данном контексте в конфигурацию компьютера учащегося должны входить устройства для чтения соответствующего типа носителя. На сегодняшний день для украинского обладателя персонального компьютера дисководы для трехдюймовых дискет и для чтения CD являются стандартными (широко распространенными) компонентами конфигурации компьютеров, в то время как устройства для чтения DVD, ZIP и другие более современные или экзотические типы дисков не получили массового распространения. Компьютерный вид представления материалов, распространяемых на сменных носителях - форматы файлов, выполняемых с помощью локальных приложений. Необходимо либо предоставить соответствующее программное обеспечение, либо опять же ориентироваться на стандартный комплект программного обеспечения, которым обычно обладает учащийся. В первом случае провайдеру образовательных услуг придется столкнуться с задачами поддержки выбранного программного продукта (придерживаться условий распространения, предоставление руководства по установке, организация службы поддержки), а пользователю - с проблемами установки нестандартного программного обеспечения на персональный компьютер. В последнем случае речь идет как о технических характеристиках, необходимых для установки этого программного обеспечения, так и о самой возможности установки - имеет ли пользователь свой компьютер или пользуется услугами компьютерного клуба? Названные проблемы не возникнут, если ориентироваться на обычный набор программного обеспечения, которым обладает среднестатистический представитель целевой аудитории. Поскольку стандартная конфигурация ПО позволяет воспроизводить файлы, хранящие информацию практически всех доступных видов (как визуальных - тексты, графика, видео, так и звуковых), второй путь можно считать более предпочтительным. Тем не менее сетевое общение обладает рядом особенностей, которые делают его привлекательным для использования в дистанционном обучении. Во-первых, обеспечивается возможность синхронного взаимодействия и оперативного реагирования и, во-вторых, снимается вопрос распространения учебных материалов. Еще одним плюсом является наличие в стандартном наборе программного обеспечения программ как для работы с электронной почтой, так и браузеров для просмотра Интернет-сайтов. Следует отметить, что поскольку область Интернет-технологий по-прежнему стремительно развивается, темпы распространения новых технологий опережают скорость пополнения упоминаемого стандартного набора программного обеспечения. Все же новые популярные сетевые технологии завоевывают и украинский сегмент пользователей Интернета - так, непрерывно растет количество пользователей, которые могут просматривать Flash-файлы, т.е. использовать технологию, которая за довольно короткий срок успела получить широкое распространение во всемирной сети. Поэтому результаты наблюдения за тенденциями развития Интернет-технологий полезно учитывать при подготовке учебных материалов. Подводя итог вышесказанному подчеркнем выводы: 1. Конфигурация: процессор от 300 МГц и соответствующая материнская плата; ОЗУ от 16 МБ; монитор с разрешением от 600х800, количество цветов от 16-бит, экран от 14"; 4-скоростной (и выше) CD; дисковод для дискет 3", клавиатура, мышь. 2. ПО: ОС Windows 95 и выше, стандартный набор локального ПО представляет собой пакет MS Office 97 и WinAmp. Таблица
Список литературы 1. Дистанционное обучение. Технологические платформы / А.Н. Гуржий, С. А. Довгий, О.В Копейка и др. Киев, 2004. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|