Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Техническое обеспечение дистанционного обучения

Техническое обеспечение и формы представления учебных материалов в дистанционном обучении

Авторы: Н. В. Поляков, С. В. Чернышенко, Ю. Е. Гутник

Одной из важных задач, которые возникают в процессе дистанционного обучения, является предоставление учебных материалов пользователям-учащимся.
В общем виде процесс предоставления учебного материала объекту обучения выглядит следующим образом:

Источник учебных материалов> Средство связи>Учащийся.

Средства связи могут быть как технические (например, Интернет, телефонная связь), так и другие (доставка корреспонденции, передача из рук в руки). Далее речь пойдет о электронном обучении (e-learning), поэтому нас будут интересовать именно технические средства связи и компьютерные виды представления информации.
Для того, чтобы учащийся реально мог использовать учебные материалы, необходимо обеспечить:

а) техническую возможность их воспроизведения учащимся;
б) адекватный способ транспортировки учебных материалов к учащемуся.

Рассмотрим подробнее эти требования. Возможность воспроизведения учебных материалов на оборудовании учащегося зависит от имеющегося у него оборудования (компьютера, его конфигурации) и доступного объекту обучения программного обеспечения. Таким образом, для того, чтобы оценить техническое обеспечение ученика, нужно представлять целевую аудиторию предлагаемой услуги - дистанционного обучения - и проанализировать данные об уровне технического обеспечения ее представителей. Достаточно очевидно, что образовательные услуги, например, в США и на Украине ориентированы на пользователей с разным уровнем технического обеспечения. Данные о том, какое техническое обеспечение у потенциальных учащихся, можно получить, проведя свое социологическое исследование или воспользовавшись другими статистическими данными, например, результатами Глобальной статистики Интернет. Почему именно эти данные имеют особую важность, станет понятно далее.

Рассмотрим способы транспортировки материалов, представленных в компьютерном виде. Наиболее распространенными средствами доставки электронных материалов являются: а) передача носителей с записанными учебными материалами; б) транспортировка по сети.

Передача носителей (CD, дискеты и другие) возможна как при непосредственном контакте с учащимся (из рук в руки при поступлении или во время установленных очных посещений учебного заведения), так и с помощью служб доставки корреспонденции (почтовое сообщение, курьерские службы). Отметим, что характерный объем передаваемой информации в данном случае зависит от типа носителя. Как уже говорилось, важным условием для реализации предоставления учебных материалов учащемуся является наличие у него возможности воспроизвести переданный материал, то есть в данном контексте в конфигурацию компьютера учащегося должны входить устройства для чтения соответствующего типа носителя. На сегодняшний день для украинского обладателя персонального компьютера дисководы для трехдюймовых дискет и для чтения CD являются стандартными (широко распространенными) компонентами конфигурации компьютеров, в то время как устройства для чтения DVD, ZIP и другие более современные или экзотические типы дисков не получили массового распространения. Компьютерный вид представления материалов, распространяемых на сменных носителях - форматы файлов, выполняемых с помощью локальных приложений. Необходимо либо предоставить соответствующее программное обеспечение, либо опять же ориентироваться на стандартный комплект программного обеспечения, которым обычно обладает учащийся. В первом случае провайдеру образовательных услуг придется столкнуться с задачами поддержки выбранного программного продукта (придерживаться условий распространения, предоставление руководства по установке, организация службы поддержки), а пользователю - с проблемами установки нестандартного программного обеспечения на персональный компьютер. В последнем случае речь идет как о технических характеристиках, необходимых для установки этого программного обеспечения, так и о самой возможности установки - имеет ли пользователь свой компьютер или пользуется услугами компьютерного клуба? Названные проблемы не возникнут, если ориентироваться на обычный набор программного обеспечения, которым обладает среднестатистический представитель целевой аудитории. Поскольку стандартная конфигурация ПО позволяет воспроизводить файлы, хранящие информацию практически всех доступных видов (как визуальных - тексты, графика, видео, так и звуковых), второй путь можно считать более предпочтительным.
Сетевая транспортировка требует либо наличия специальной сети, либо подключения к глобальной сети Интернет. Во Всемирной паутине используются различные способы передачи информации (протоколы), соответственно может понадобиться и различное программное обеспечение. Наибольшее распространение сегодня имеют протоколы FTP и HTTP, которыми мы пользуемся при передаче файлов, работе с электронной почтой и веб-сайтами. Одной из важнейших характеристик сетей является их пропускная способность, от которой зависит, какие характерные объемы информации можно по сети передать. Учитывая, что эта пропускная способность во многом зависит от типа канала связи и что большинство украинских пользователей сети Интернет используют коммутируемое соединение (то есть работают с помощью модема через телефонный канал связи, который имеет невысокую пропускную способность и надежность соединения), очевидно, что по сети Интернет транспортировать большие объемы данных нецелесообразно. Объемы информации, которыми удобно обмениваться через Интернет, малы по сравнению с объемами памяти сменных носителей для ПК.

Тем не менее сетевое общение обладает рядом особенностей, которые делают его привлекательным для использования в дистанционном обучении. Во-первых, обеспечивается возможность синхронного взаимодействия и оперативного реагирования и, во-вторых, снимается вопрос распространения учебных материалов. Еще одним плюсом является наличие в стандартном наборе программного обеспечения программ как для работы с электронной почтой, так и браузеров для просмотра Интернет-сайтов. Следует отметить, что поскольку область Интернет-технологий по-прежнему стремительно развивается, темпы распространения новых технологий опережают скорость пополнения упоминаемого стандартного набора программного обеспечения. Все же новые популярные сетевые технологии завоевывают и украинский сегмент пользователей Интернета - так, непрерывно растет количество пользователей, которые могут просматривать Flash-файлы, т.е. использовать технологию, которая за довольно короткий срок успела получить широкое распространение во всемирной сети. Поэтому результаты наблюдения за тенденциями развития Интернет-технологий полезно учитывать при подготовке учебных материалов.

Подводя итог вышесказанному подчеркнем выводы:
1)    форматы файлов, в которых распространяются учебные материалы, должны соответствовать ожидаемой конфигурации потенциального учащегося и набору программного обеспечения на его компьютере;
2)    в зависимости от типа связи следует использовать локальные или глобальные сетевые технологии;
3)    объем передаваемых материалов должен соответствовать типу связи провайдера образовательных услуг и объекта обучения.
По нашим оценкам, на начало 2005 г. стандартным уровнем технического обеспечения (в том смысле, какой мы употребляли для этого названия выше) является:

1. Конфигурация: процессор от 300 МГц и соответствующая материнская плата; ОЗУ от 16 МБ; монитор с разрешением от 600х800, количество цветов от 16-бит, экран от 14"; 4-скоростной (и выше) CD; дисковод для дискет 3", клавиатура, мышь.

2. ПО: ОС Windows 95 и выше, стандартный набор локального ПО представляет собой пакет MS Office 97 и WinAmp.
В таблице ниже приведены ориентировочные форматы файлов для представления разных видов информации (правая колонка) в зависимости от средств передачи учебных материалов (верхняя строка).

Таблица
Ориентировочные форматы файлов для представления разных видов информации в зависимости от средств передачи учебных материалов

 

Интернет

Дискеты

CD

Текст

HTML

TXT, DOC

HTML, TXT, DOC

Рисунки

GIF, JPG, PNG

GIF, JPG, PNG

GIF, JPG, PNG, BMP

Звук

MPG3, AVI

MPG3

MPG3, AVI

Видео

MPEG4

-

MPEG4, AVI

Интер-активные элементы

FLASH-ролики, ActiveX, Java-апплеты

Презентации PowerPoint

FLASH-ролики, ActiveX, Java-апплеты, презентации PowerPoint

Программы

JavaScript, PHP, EXE

EXE

EXE, инсталляции, JavaScript

Список литературы

1.    Дистанционное обучение. Технологические платформы / А.Н. Гуржий, С. А. Довгий, О.В Копейка и др.  Киев, 2004.
2.    Дистанційне навчання. Дистанційний курс / За ред. В. М. Кухаренко. - Харків: ХДПУ, 1999.
3.    Крзубовська І. В., Сагара В.В., Пічкар О. П.  Дистанційне навчання в системі освіти. Ужгород: УжНУ, 2001.
4.    Носенко Е. Л., Чернишенко С. В. Методологічні засади розробки дистанційних навчальних курсів. Методичний посібник. Дніпропетровськ: ДНУ, 2003.
5.    http://gs.spylog.ru/rsu/?categoryId=1 - Глобальная статистика SpyLog.
6.    http://index.bigmir.net/ - Глобальная статистика Интернета на bigmir)net.

 
< Предыдущая   Следующая >