Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Проектный метод в школе

Проектный метод в школе: проблемные аспекты

Авторы: М. А. Гаврилова, И. В. Акимова, Н. В. Печникова

Развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий в обществе, существующие тенденции внедрения этих технологий в образовательную среду, позволяют говорить о необходимости новых подходов к построению преподавательской деятельности.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителю, было глубокое знание своего предмета. В настоящее время необходимо в этот же ряд поставить хорошее владение компьютером и современными педагогическими технологиями обучения,  такими как технология сотрудничества, укрупнения дидактических единиц; личностно-ориентированное, модульное, дистанционное, проектное обучение. На последнем остановимся подробнее. Проектный метод получает все больше распространения в практике школьного образования. Наиболее открытыми с точки зрения внедрения метода проектов оказались учителя технологии и предметов гуманитарного профиля. И только в последние годы стал заметен интерес к этой технологии обучения со стороны физико-математических дисциплин.

Идея проектного обучения не является принципиально новой и имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США. Однако, опыт зарубежной школы следует рассматривать не как образец для подражания, а как ориентир.

Как отмечает И.А. Зимняя, «разрыв между гуманитарной и естественно-научной культурой может быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром. Это проектное образование есть способ формирования нового типа культуры – проектной культуры или культуры Большого дизайна».

Слово проектирование происходит от слова проект, известного в русском языке с начала 18 века. В словаре обычно приводятся следующие основные значения слова «проект»; 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел. Обращение к проектной деятельности в системе образования заставляет иметь в виду прежде всего последнее из приведенных значений.

В терминологическом словаре института педагогических инноваций РАО (автор В. Слободчиков) предлагается следующее определение образовательного проекта: «это оформленный комплекс инновационных идей в образовании (в образовательных системах, в педагогических технологиях и деятельности, в содержании и организации образовательного процесса и т.д.)».
В настоящее время активно внедряется понятие «проектной деятельности». Особенно заметно эта проблема обозначена в образовательной области «Технология». Наша задача дать трактовку этим понятиям применительно к спец. дисциплинам и методики обучения математике.

Объявление:

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, развитие критического и творческого мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основой проектного метода является наличие проблемы. Ее решение  предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую в течение определенного отрезка времени.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основы проектной деятельности:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.  
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов и самого процесса исследования.
3. Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Можно отметить следующие положительные стороны проектной методики:

- развитие у учащихся способности активно и творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи в форме, понятной и доступной окружающим;

- развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде. Объединение учащихся в самые различные группы для реализации проекта формирует навыки межличностного и профессионального общения и способствует выработке навыков самостоятельной творческой работы;

- развитие умений учащихся определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за успех или неудачу всей работы;

-  активное использование знаний реальной жизни и знаний, получаемых в школе с практической жизнедеятельностью, постоянный обмен информацией как между учеником и учителем, так и между учеником и учеником, учеником и другими людьми и  окружающим миром в целом;

- формирование компьютерной грамотности. Действительно,  обучение любым умениям и навыкам работы за компьютером не будет эффективно, если мы просто покажем тот или иной способ действия. Реальное и сиюминутное применение как нового способа работы на ЭВМ, так и целесообразное использование усвоенного самым эффективным образом укрепляют пользовательские умения. Кроме того, компьютер выступает не как цель, а как средство обучения и находит свое применение не только на уроках информатики, но и в процессе изучения материалов других школьных предметов.

- раскрытие и укрепление межпредметных связей. Любой учебный проект очень трудно удержать в рамках одного школьного предмета. Выполняя те или иные исследования,  школьники сами без помощи учителя убедятся во взаимосвязи школьных наук и важности каждой отрасли знания;

- в центре учебного процесса находится ученик, а не учитель.

- происходит применение на практике многих современных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, исследовательский метод, вариативное, модульное обучения. Появляются новые формы проверки и контроля знаний, в которых непосредственное участие принимают и сами учащиеся.

Следует отметить и некоторые недостатки, присущие проектному методу обучения:

- определенные трудности связаны с полноценным внедрением данной технологии в рамки существующих школьных программ по любому предмету. На данном этапе, по нашему мнению, успешное применение, возможно, пожалуй, на факультативных занятиях;

- отсутствие во многих общеобразовательных школах соответствующего оборудования и программно-информационного обеспечения (например, проектора, сети Internet, локальной сети в классной комнате) для создания необходимых компонентов учебно-методического проекта, таких как публикация, веб-сайт;

- необходимо очень осторожно распределять время на реализацию проекта, избегая усталости и переутомления учащихся. При этом, учитывая традиции в составлении расписания, разработка проекта может занять несколько недель и даже месяцев, что, естественно, будет связано с некоторым падением интереса и активности учащихся;

- определенные проблемы будут возникать и в связи с возможным наличием у учащихся серьезных различий в уровне овладения компьютерной грамотностью, что может быть связано как с простым отсутствием интереса у ученика к данной сфере деятельности, так и с невозможностью развивать свои умения по каким-либо причинам.

- применение этой  методики, на наш взгляд, накладывает некоторые ограничения на возраст участников проекта, так как определенные навыки в проведении исследований,  и выполнении работы на компьютере, необходимые для достижения высокого уровня проекта, появляются к старшим классам.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >