Проектный метод в школе |
Проектный метод в школе: проблемные аспектыАвторы: М. А. Гаврилова, И. В. Акимова, Н. В. ПечниковаРазвитие и распространение информационных и коммуникационных технологий в обществе, существующие тенденции внедрения этих технологий в образовательную среду, позволяют говорить о необходимости новых подходов к построению преподавательской деятельности. Одним из основных требований, предъявляемых к учителю, было глубокое знание своего предмета. В настоящее время необходимо в этот же ряд поставить хорошее владение компьютером и современными педагогическими технологиями обучения, такими как технология сотрудничества, укрупнения дидактических единиц; личностно-ориентированное, модульное, дистанционное, проектное обучение. На последнем остановимся подробнее. Проектный метод получает все больше распространения в практике школьного образования. Наиболее открытыми с точки зрения внедрения метода проектов оказались учителя технологии и предметов гуманитарного профиля. И только в последние годы стал заметен интерес к этой технологии обучения со стороны физико-математических дисциплин. Идея проектного обучения не является принципиально новой и имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США. Однако, опыт зарубежной школы следует рассматривать не как образец для подражания, а как ориентир. Как отмечает И.А. Зимняя, «разрыв между гуманитарной и естественно-научной культурой может быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром. Это проектное образование есть способ формирования нового типа культуры – проектной культуры или культуры Большого дизайна». Слово проектирование происходит от слова проект, известного в русском языке с начала 18 века. В словаре обычно приводятся следующие основные значения слова «проект»; 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел. Обращение к проектной деятельности в системе образования заставляет иметь в виду прежде всего последнее из приведенных значений. В терминологическом словаре института педагогических инноваций РАО (автор В. Слободчиков) предлагается следующее определение образовательного проекта: «это оформленный комплекс инновационных идей в образовании (в образовательных системах, в педагогических технологиях и деятельности, в содержании и организации образовательного процесса и т.д.)». Объявление: В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, развитие критического и творческого мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Основой проектного метода является наличие проблемы. Ее решение предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую в течение определенного отрезка времени. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Основы проектной деятельности: 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Можно отметить следующие положительные стороны проектной методики: - развитие у учащихся способности активно и творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи в форме, понятной и доступной окружающим; - развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде. Объединение учащихся в самые различные группы для реализации проекта формирует навыки межличностного и профессионального общения и способствует выработке навыков самостоятельной творческой работы; - развитие умений учащихся определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за успех или неудачу всей работы; - активное использование знаний реальной жизни и знаний, получаемых в школе с практической жизнедеятельностью, постоянный обмен информацией как между учеником и учителем, так и между учеником и учеником, учеником и другими людьми и окружающим миром в целом; - формирование компьютерной грамотности. Действительно, обучение любым умениям и навыкам работы за компьютером не будет эффективно, если мы просто покажем тот или иной способ действия. Реальное и сиюминутное применение как нового способа работы на ЭВМ, так и целесообразное использование усвоенного самым эффективным образом укрепляют пользовательские умения. Кроме того, компьютер выступает не как цель, а как средство обучения и находит свое применение не только на уроках информатики, но и в процессе изучения материалов других школьных предметов. - раскрытие и укрепление межпредметных связей. Любой учебный проект очень трудно удержать в рамках одного школьного предмета. Выполняя те или иные исследования, школьники сами без помощи учителя убедятся во взаимосвязи школьных наук и важности каждой отрасли знания; - в центре учебного процесса находится ученик, а не учитель. - происходит применение на практике многих современных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, исследовательский метод, вариативное, модульное обучения. Появляются новые формы проверки и контроля знаний, в которых непосредственное участие принимают и сами учащиеся. Следует отметить и некоторые недостатки, присущие проектному методу обучения: - определенные трудности связаны с полноценным внедрением данной технологии в рамки существующих школьных программ по любому предмету. На данном этапе, по нашему мнению, успешное применение, возможно, пожалуй, на факультативных занятиях; - отсутствие во многих общеобразовательных школах соответствующего оборудования и программно-информационного обеспечения (например, проектора, сети Internet, локальной сети в классной комнате) для создания необходимых компонентов учебно-методического проекта, таких как публикация, веб-сайт; - необходимо очень осторожно распределять время на реализацию проекта, избегая усталости и переутомления учащихся. При этом, учитывая традиции в составлении расписания, разработка проекта может занять несколько недель и даже месяцев, что, естественно, будет связано с некоторым падением интереса и активности учащихся; - определенные проблемы будут возникать и в связи с возможным наличием у учащихся серьезных различий в уровне овладения компьютерной грамотностью, что может быть связано как с простым отсутствием интереса у ученика к данной сфере деятельности, так и с невозможностью развивать свои умения по каким-либо причинам. - применение этой методики, на наш взгляд, накладывает некоторые ограничения на возраст участников проекта, так как определенные навыки в проведении исследований, и выполнении работы на компьютере, необходимые для достижения высокого уровня проекта, появляются к старшим классам. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|