
Усвоение школьниками учебного материала |
К решению задачи выявления факторов, влияющих на усвоение школьниками учебного материалаАвторы: Л. В. Гаев, А. А. ХаритоненкоПри решении проблемы управления качеством образования необходимо выявить факторы, влияющие на степень усвоения школьниками учебного материала. Выбор этих факторов может быть осуществлён эмпирическим образом, а также с помощью статистической обработки всесторонних данных о работе образовательных учреждений. В число основных факторов влияния, по которым в настоящее время производится сбор статистических сведений, входят такие как литература (учебные пособия, учебники, методические материалы), учителя (квалификация, стаж работы, возраст), учебные смены, численность классов и другие. В целях определения более полного набора факторов, влияющих на процесс усвоения учебного материала, представляется целесообразным дополнить существующий перечень собираемых сведений вопросами, позволяющими рассмотреть и такие факторы, как учебные программы, наследственность и среда общения, наличие лидеров в классе и ряд других. Критерием оценки степени усвоения учебного материала желательно принять результаты одновременных массовых срезовых тестовых мероприятий по изученным темам. Выбор в пользу тестирования делается потому, что получаемый результат более объективен по сравнению с оценкой учителем, где может играть роль человеческий фактор, а также потому, что автоматизированная проверка тестов при большом количестве тестируемых является гораздо менее трудоёмкой и времязатратной задачей. Для решения данной задачи необходимо создать информационную систему, аккумулирующую большую совокупность статистических данных мониторинга деятельности образовательных учреждений и результатов тестирования. Данных, собираемых в одной школе, совершенно недостаточно для объективных и масштабных выводов. Поэтому информационная система должна создаваться на уровнях департаментов муниципального и регионального уровней. Однако статистические данные поступают в департаменты, как правило, в агрегированном виде, что не позволяет решать задачу выявления и оценки влияния факторов на усвоение материала учениками в полном объеме. Следовательно, все сведения должны поставляться в информационную систему в детализированном виде и сохраняться в соответствующих базах данных. Очевидно, что такая подробная информация должна собираться на школьном уровне, на котором могут отсутствовать поля, характеризующие данную школу, а затем передаваться на более высокий уровень, где данные будут дополняться. Передача данных может осуществляться как по каналам Интернета, так и с помощью пересылки электронного носителя (например, компакт-диска) по обычной почте, так как оперативность синхронизации данных на школьном и муниципальном уровнях не является критичной временной характеристикой. Скорее всего, первичное заполнение баз данных муниципального и регионального уровней большими объемами информации потребует пересылки из школ соответствующих сведений на электронных носителях, дальнейшее же обновление баз данных может осуществляться по сети Интернет. Для создания и функционирования информационной системы необходимо: - разработать структуру баз данных по мониторингу и результатам тестирования, Все это позволит вплотную подойти к первому этапу решения проблемы управления качеством образования: к решению задачи выявления факторов, влияющих на усвоение учебного материала, и управления этим процессом. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|