Новые информационные технологии |
Опора на новые информационные технологии при изучении лингвистических дисциплинАвторы: Л. А. Кононенко, Ю. А. ЮжаковаКаждая эпоха рождает свой социальный заказ. В эпоху информационного взрыва, развития лазерной техники и электроники, повсеместной компьютеризации наступило время коренных перемен и серьезных реформ в сфере образования и, в частности, в области изучения родного языка. Расширение и качественное изменение международных связей европейских государств, интернационализация всех сфер общественной жизни делают русский язык реально востребованным как в интеллектуальной, так и в практической деятельности человека. Язык становится важным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, что, безусловно, повышает статус русского языка. Любые изменения в жизни общества обязательно влияют на технологию подготовки кадров. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране в последние десятилетия, поставили перед системой образования, в том числе и высшего, принципиально новые задачи, успешное разрешение которых требует разработки и внедрения новых информационных технологий. Обветшание библиотечного фонда педагогических вузов, особенно по дисциплинам историко-лингвистического цикла, резкое сокращение количества аудиторных занятий и увеличение часов на самостоятельную работу студентов ставит нас перед необходимостью изыскивать более совершенные способы подачи учебного материала. Новые информационные технологии и расширение компьютерной базы вузов в последнее время позволяют модернизировать и интенсифицировать учебный процесс. Компьютерные занятия, электронные формы тестового контроля не только вызывают интерес у студентов, активизируют их деятельность, помогают систематизировать контроль знаний студентов, но и, что немаловажно, экономят время и усилия преподавателя. Начиная с 2000, года коллектив кафедры истории русского языка и общего языкознания РГПУ приступил к разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных технологий. За это время мы достигли весьма скромных результатов. Главное, нами преодолен психологический барьер, не позволявший в силу объективных причин видеть перспективы использования новых форм и методов работы. Недостаточное финансирование этой деятельности кафедры, отсутствие необходимой материальной базы препятствуют выполнению поставленных задач в более полном объеме. Тем не менее в настоящее время проблема информатизации образовательного процесса решается в двух направлениях. На данном этапе члены кафедры используют новые информационные технологии в основном для контроля знаний студентов. Объявление: Тестовая форма контроля может быть использована как для текущей проверки степени усвоения материала, так и в качестве итоговой формы контроля, то есть заменять собой зачет или экзамен либо являться составной его частью. Тест в традиционном его понимании имеет как преимущества над общепринятой формой контроля, так и некоторые, на наш взгляд, недочеты. С одной стороны, тест позволяет сосредоточиться, устраняет психологические проблемы общения, варианты ответов определяют круг вопросов и облегчают правильный выбор, оценка знаний абсолютно объективна: правильный ответ на каждый вопрос заранее устанавливается разработчиком теста; компьютерный тест позволяет проверить знания одновременно у большого количества студентов за короткий промежуток времени; обработка результатов тестирования может производиться с использованием нескольких шкал оценок. С другой стороны, тест не дает простора для самостоятельного мышления. Зачастую, языковой материал предполагает далеко неоднозначную его трактовку и объяснение собственной трактовки. Традиционные формы контроля предполагают, как правило, самостоятельное воспроизведение знаний, тогда как тестовые формы рассчитаны на узнавание конкретных частных фактов из нескольких предложенных вариантов. Поэтому тесты заведомо облегчают задачу студента и снижают уровень сложности и глубины заданий. Кроме того, вопросно-ответная форма не позволяет охватить весь объем учебного материала. Поэтому тесты не могут служить основной формой контроля. Существуют абстрактные понятия и предметы, которые нельзя уложить в прокрустово ложе теста. С такого рода сложностями мы встречаемся при создании тестов по русскому языку, стилистике, культуре речи. Еще в начальной стадии освоения и внедрения компьютера в преподавание с помощью работников телекоммуникационного центра преподавателями кафедры были составлены контролирующие программы по курсам: теория языка, культура речи - для студентов факультета русского языка и литературы, русский язык и культура речи для других факультетов, в том числе негуманитарных. Программа по теории языка включает контрольные вопросы по таким лингвистическим разделам, как фонетика, фонология, лексика, лексикография, фразеология, словообразование, лингвистическая география. Данная форма тестового контроля неоднократно апробирована в качестве зачетно-экзаменационной. Тесты по культуре речи разработаны в нескольких вариантах и также неоднократно использовались для проведения зачета и части экзамена на физико-математическом факультете, факультете иностранных языков. К тому же студенты могут быть непосредственными участниками создания и внедрения новых информационных технологий. В нашем случае в подготовке контролирующих программ по культуре речи принимали участие студенты физико-математического факультета, что немаловажно в педагогическом отношении. Сложности с выделением машинного времени в Центре телекоммуникаций и технологий дистанционного образования объясняют явно недостаточное использование этой формы работы. Создание тестовой программы не представляет трудности, однако это становится камнем преткновения для желающих внедрить новую форму мониторинга на своих занятиях еще и потому, что не всегда удается найти поддержку специалистов-программистов. Несмотря на это, преподаватели продолжают работу по совершенствованию программ и их усложнению. Нами была предпринята попытка создания начальной модели электронного учебника по курсу «Русский язык и культура речи» для факультетов негуманитарного профиля. Весь материал был разделен на несколько глав. В начале предлагался теоретический материал, затем шли тренировочные задания, контрольные упражнения и итоговый тест по каждому разделу. Элементы учебника использовались на текущих занятиях и для итогового контроля. Для применения учебника в дистанционном образовании необходима более совершенная программа. Идеальным было бы создание единой программы в пределах всего вуза, которая могла бы быть заполнена материалом и вопросами по конкретному предмету. Коллектив продолжает работу в заданном направлении. Преподаватели участвуют в конференциях соответствующей тематики, проходящих в Санкт-Петербурге, Туле, Рязани, воочию знакомятся с опытом работы коллег, имеют публикации в научных сборниках. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|