Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Компьютеризация обучения

Пути адаптации  начальной школы к компьютеризации обучения(на примере предмета «русский язык»)

Авторы: Г. И. Пашкова, Н. Н. Зубарева

Вопрос об использовании  в начальной школе в процессе обучения русскому языку компьютера  до сих пор вызывает неоднозначную реакцию со стороны учителей. Все согласны с тем, что какая-то адаптация школы (в том числе и начальной) к веку информационных технологий необходима. Единого же мнения о том, в чем она должна состоять, не существует.

Часть учителей имеет теоретические знания о  том, что компьютер предоставляет новые дидактические возможности для организации усвоения материала по русскому языку, что  тренировочные компьютерные программы позволяет освободить время для  творческого развития детей, что тестирующие программы снижают затраты сил на проведение контроля. Однако использовать преимущества информационных технологий обучения русскому языку учителя начальных классов не могут из-за отсутствия компьютерной грамотности. Многие из них убеждены в том, что невозможно эффективно использовать компьютеры на уроках русского языка и компетентно обучить детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки в области вычислительной техники.

Кроме того, даже при наличии навыков работы с компьютером  встает проблема программного обеспечения.  Пока по русскому языку для начальных классов нет пакета компьютерных программ, полностью соответствующих психолого-дидактическим требованиям. Наблюдаются лишь первые попытки создания электронного учебника по русскому языку. В основном разрабатываются  тренинговые и контролирующие  компьютерные программы. В них не содержатся обучающие модули и адаптивные (то есть рассчитанные на различные типологические группы учащихся) контрольно-измерительные материалы (тесты).

У некоторых учителей имеются возражения практического характера: трудно решить организационные вопросы (надо делить класс на подгруппы, согласовать  график своих занятий с  графиком занятий учителя информатики, составить  расписание проведения уроков русского языка в компьютерном классе, который, как правило, очень загружен).
Отдельные  учителя сомневаются в реальности достижения как целей компьютерной грамотности, так и целей обучения русскому языку  в младших классах, так как  считают, что компьютеры  отвлекают внимание детей в классе от процесса усвоения.

У педагогов есть опасение,  что постоянное использование компьютеров в школе приведет к такому положению, когда целое поколение людей разучится писать ручкой, то есть потеряет моторную память письма, что еще более снизит орфографическую грамотность.

Объявление:

Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие компьютерной  техники, что даже постоянно обновляемые программы будут хронически отставать от него.

Компьютерная грамотность представляет собой скорее средство достижения цели, а не саму конкретную цель, что позволяет внести необходимые уточнения в содержание школьного образования с  учетом обоснованных сомнений противников компьютерной технологии обучения.

Если компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения русскому языку, то  она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а скорее будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему.  В такой ситуации компьютер станет средством, с помощью которого проводится предъявление учебной информации и собираются сведения об успешности усвоения знаний.

В том случае, когда основное внимание детей в ходе работы с программой будет направлено на осознание сути  принципов обработки языковой информации и на усвоение способов решения грамматико-орфографических задач, а не на технические тонкости устройства компьютера (сделать это будет более уместно в старших классах),  электронные учебники быстро не устареют.

Таким образом, успешность формирования компьютерной грамотности  на основе изучения компьютера и успешность формирования грамматико-орфографической компетенции на основе использования его как средства обучения будут зависеть  от следующих условий:

- если компьютер будет рассматриваться   лишь как мощное средство передачи содержания обучения русскому языку, а не как единственное средство повышения качества  знаний, умений и навыков. (Сделать серьезный сдвиг в сторону резкого повышения качества усвоения грамматики и орфографии в начальной школе  только с помощью компьютера невозможно – языковая личность формируется в ходе реальной, а не виртуальной речевой коммуникации);
- если в компьютерных обучающих программах по русскому языку будут использоваться разнообразные виды учебной деятельности.
Как показывают многие психолого-педагогические и методические исследования (Н.Н.Алгазина, В.М.Монахов, Т.В.Стрыгина, Н.Ф. Талызина), повышения эффективности учебного процесса с помощью средств информационных технологий можно добиться в процессе осуществления разнообразных видов учебной деятельности при комплексном использовании программных средств различного назначения. Они позволят автоматизировать процессы передачи учебной информации, коррекции, контроля результатов учебной деятельности, обработки учебной информации, управления познавательной деятельностью, создать условия для  личностно-ориентированного обучения.

При обучении младших школьников русскому языку с использованием программного обеспечения, предназначенного для организации и поддержки учебного процесса, возможность более успешного достижения дидактических целей (по сравнению с традиционным обучением) существенно увеличивается. При этом под программным обеспечением понимается комплекс, включающий прикладные программные средства учебного назначения, инструкцию для пользователя; методики (методические рекомендации) по применению программного средства учебного назначения.

На уроках русского языка целесообразно формировать навыки работы с текстовым редактором как для повышения уровня компьютерной грамотности, так и для освоения следующих видов учебной деятельности:

1) создание, обработка, тиражирование и передача текстовой информации;
2) выполнение письменных работ;
3) совершенствование навыков письма и чтения, развитие рефлексии при создании, обновлении, корректировании своих творческих  работ как на бумаге, так и на экране.

Целесообразно также предоставлять учащимся методическую помощь  - возможность выводить в нужное время на экран  правила правописания, образцы работы с  орфограммами, необходимые учащимся для корректировки и исправления допущенных ошибок.

Только после того, как необходимые правила или орфограмма будут найдены, просмотрены соответствующие примеры, учащиеся могут успешно корректировать написанное.
Возможности баз данных позволяют также организовать поиск трудно запоминаемых слов в орфографическом словаре, подобрать синоним к заданному слову с помощью словаря синонимов, вывести на экран толкование слова из толкового словаря. База данных может быть использована для вывода статистических данных об успеваемости учащихся, об их продвижении в учении;

- если работа по использованию учебных компьютерных программ на уроках русского языка в начальных классах  направлена на осуществление личностно-ориентированного обучения. 
Личностно-ориентированное обучение  реализуется с помощью программно-педагогических средств в том случае, если они являются адаптивными. Адаптивность проявляется в том, что каждый  школьник   имеет возможность  использовать средства информационных технологий для целей коммуникации, для обработки учебной информации, для ее продуцирования, для управления учебной ситуацией, для самостоятельного выполнения грамматико-орфографических  заданий;
- если в компьютерных программах языковой материал будет предъявляться с  учетом всех технических возможностей компьютера (что позволит производить различное манипулирование с дидактическим материалом, моделировать определенные грамматико-орфографические явления,  применять звуковое сопровождение действий со словом и  текстом, использовать цвет, мерцание и др.). 

Знание возможностей компьютера, современных языков программирования позволит  интерфейсу программ по русскому языку быть современным;
- если  изменится отношение, прежде всего, учителей начальных классов к проблеме достижения всеобщей компьютерной грамотности, если они осознают, что  знания и практические навыки работы на компьютере необходимы всем членам общества, развитие которого уже во многом основано на информационных технологиях. Для успеха в будущей жизни необходима информационная культура, поэтому  работа по ее формированию должна начаться уже с младшего  школьного возраста.
Таким образом, реализация возможностей программного обеспечения на уроках русского языка в начальной школе способствует повышению творческого потенциала учащихся, формированию мотивации учения и самовоспитания, развитию мышления.
Кроме того, именно компьютерные технологии позволяют усилить личностно-ориентрованную направленность  обучения. Возможность предъявления дифференцированного по объему и сложности языкового материала в наглядной форме  делает его доступным для каждого.
Умение осуществлять аналитическую деятельность с лингвистической информацией,  систематизировать ее одновременно формирует культуру учебной деятельности и повышает компьютерную грамотность.

Список литературы

1.    Баскаков В. и др. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку: Методика и опыт / В. Баскаков и др. // РЯШ. 1987.  № 1.  С. 3 – 7.
2.    Видерхольд А. и др. Компьютер в начальной школе / А. Видерхольд // ИНФО. 1993. № 2. С. 23 – 26.
3.    Курбатова З.А. Программное обеспечение на уроках русского языка / З.А. Курбатова // ИНФО. 2002. № 3. С. 89 – 90.
Ларских З.П. Концептуальные проблемы развития информационных технологий обучения орфографии в начальной школе / З.П. Ларских. М.: МПУ,  1998. 146 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >