Урок с использованием электронного пособия |
Урок открытого типа с использованием электронного пособия «русский язык. 5 класс»Авторы: Г. И. Пашкова, Н. Н. ЗубареваЭлектронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс» - это мультимедиапрограммы, позволяющие использовать аудио-, видео-, текст, графику в интерактивном режиме и тем самым расширяющие области применения компьютера в учебном процессе. Использование данного пособия на уроке и во внеучебное время приводит к качественным изменениям в методике преподавания русского языка. Покажем это на примере урока повторения материала по орфографии в 7 классе МОУСОШ № 30 г. Старый Оскол Белгородской области. Занятие проводилось во время экспериментальной проверки мультимедийных программ. Тема урока: «Безударные чередующиеся гласные о-а в корне –рос- -раст- (-ращ-)». Цель урока: повторить и запомнить формулировки орфографического правила, чтобы осознанно запомнить порядок орфографического разбора (схему применения правила). Методическое обеспечение урока: компакт-диск «Русский язык. 5 класс»; раздаточный дидактический материал по теме; рабочий план занятия; плакат «Правила работы на открытых формах занятий»; книги «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой» (1), «Орфография» (2) в качестве печатных аналогов фрагментов компьютерной программы. Первый этап урока - подготовка к повторению орфографического правила. В ходе работы учащиеся с помощью учителя вспомнили материал о чередовании звуков, ударном слоге, корнях с чередованием о-а, определили опознавательный признак орфограммы данного правила (безударный гласный), тип орфограммы (орфограмма-буква). Объявление: Повторение ранее изученного с использованием компьютерной программы – следующий этап урока. Перед учащимися поставлена цель урока. Учитель познакомил учеников с учебным планом (план записывается на доске, а отпечатанные экземпляры раздаются детям). В учебном плане выделены два блока: обязательный и дополнительный (3). Обязательный блок включает три задания. Два из них (изучение, первичное закрепление правила и проверочная работа) – индивидуальная работа учащихся, третье (распределительный диктант) – работа в парах. Дополнительный блок содержит упражнения занимательного характера - «Словарный ящик». Прежде чем приступить к работе, учитель объясняет детям, что на уроке открытого типа процесс обучения строится самостоятельно; время на выполнение обязательных или дополнительных заданий можно распределять самому; не все должны делать одно и то же задание одновременно; работа считается законченной в том случае, если усвоен весь материал; открытая дверь считается признаком того, что в класс может войти любой человек и это не будет воспринято как нарушение порядка. Далее проводится инструктаж по работе с программой: раскрывается содержание всех структурных компонентов программы, общие требования к выполнению заданий различных блоков. Особое внимание обращается на необходимость соблюдения специфических требований: запомнить формулировку орфографического правила, чтобы оно стало руководством к действию; обратить внимание на соотношение последовательности необходимых и достаточных признаков орфограммы и порядка орфографического разбора. Следующий этап – повторение и закрепление правила по компьютерной программе. Первый модуль компьютерной программы – «Теория и практика» – включает в себя такие структурные компоненты, как «Подготовка к изучению орфографического правила», «Работа над орфографическим правилом», «Способ применения орфографического правила», «Закрепление изученного правила». В среднем на выполнение заданий этого модуля было затрачено от 10 до 15 минут. На этапе «Подготовка к изучению орфографического правила» многие ученики проговаривали постановку ударения в словах. Такой же момент наблюдался и при работе над самим правилом, когда дети вслух шепотом отвечали на вопросы компьютера, предшествующие готовой формулировке правила, появлявшейся на экране в конце данного блока. 90% учеников безошибочно справились с заданиями модуля «Теория и практика». Сделав соответствующие пометы в учебном плане об успешном завершении работы на данном этапе (после разрешения компьютером перехода к следующему блоку), ученики таким образом осуществили самоконтроль. Учитель, проверив работу, ставит свою роспись в учебном плане в специально отведенной для этого колонке, давая таким образом разрешение на переход к следующему модулю. На этапе «Контроль» учащиеся также вслух шепотом проговаривали формулировки заданий. При выполнении упражнения на вставку букв с указанием номера правила, которое при этом было применено, некоторые учащиеся слово-исключение (росток) мысленно выносили за рамки перечисленных правил, то есть не могли подобрать подходящую формулировку из предложенных вариантов. Причину этого мы видим в недостаточной проработанности детьми модуля «Теория. Практика». Они зрительно соотнесли корни, приведенные в названии правила, с корнями в словах, при этом не обратились к формулировке самого правила, где и оговаривается вариант-исключение. С упражнениями последнего контрольного блока программы учащиеся справились за 11 – 15 минут, после чего компьютер выставил оценки: на «5» работу выполнили 45 % семиклассников, на «4» – 45 %, на «3» – 10%. Дети сделали в тетрадях работу над ошибками, допущенными при выполнении заданий: выписали слово правильно, обозначили изученную орфограмму, привели три подобных примера. После того как оценки были занесены в журнал, перешли к третьему заданию учебного плана – парному распределительному диктанту. (Пары формировались по мере того, как дети заканчивали работу на предыдущем этапе). Текст диктанта был написан на карточках. Учащиеся по очереди диктовали друг другу слова, затем проводилась взаимопроверка. По окончании работы дети обращались к учителю, который констатировал факт выполнения упражнения и выставлял оценки. Эта работа не вызвала особых трудностей, т. к. ей предшествовали серьезные этапы повторения и закрепления. Семиклассники справились с заданием без помощи учителя, осуществили взаимоконтроль, работали только с напарником, не мешая другим одноклассникам. Так как этот этап занял 5-7 минут, то у всех учащихся была возможность перейти к дополнительному блоку учебного плана. Упражнение занимательного характера «Словарный ящик» было использовано в конце урока как элемент умственной релаксации. Задания развивающего характера (выписать слова, которые располагались в «ящике» по вертикали, горизонтали, читались сверху вниз и снизу вверх) позволили в рамках изучения темы внести разнообразие в практическую часть урока. «Словарный ящик» разгадали все учащиеся, более того, некоторые из них предлагали свои варианты работы: например, выписать слова, которые располагались по диагонали, периметру и т. д. Далее учащиеся с помощью учителя сделали выводы о проделанной работе. Ими было отмечено, что повторять правило по компьютеру интереснее, чем по учебнику, т. к. повторение происходит постепенно (поэтапно), материал запоминается лучше, потому что компьютер не позволяет приступить к следующему этапу работы, пока ученик не справился с предыдущим. Особенно пятиклассники оценили практическую часть компьютерной программы, т. к. тренировочные упражнения потребовали от них концентрации сил и внимания, но затраченные усилия себя оправдали – результаты выполнения заданий были достаточно высокими. После подведения итога урока с фиксацией уровня выполненных заданий ученикам было дано дифференцированное домашнее задание по учебнику. Для тех, кто получил «5» и «4» – проблемного характера, «3» – тренировочного. Отметим, что учитель на данном занятии – это консультант, направляющий саморазвитие детей, а не единственный источник информации. Таким образом, опыт показывает, что использование электронного пособия на уроке открытого типа может быть очень эффективным. Список литературы 1. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5-7 кл. / Алгазина Н.Н., Ларских З.П., Пашкова Г.И., Фитковская Е.И.; под ред. Н.Н.Алгазиной. М.: Просвещение, 1996. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|