Навыки информационной грамотности |
Исследование навыков информационной грамотности и познавательных интересов студентов на основе анализа рефератов и отчётов по лабораторным работамАвторы: В.Н. Романенко, Г.В. НикитинаТВ последние годы количество студентов даже младших курсов, которые сдают рефераты, контрольные задания и отчёты по лабораторному практикуму оформленные на компьютерах резко увеличилось. Безусловно, оценить общую долю заданий, которые выполнены на компьютерах, очень сложно. Это связано с тем, что в разных вузах и при разных формах обучения, эта доля сильно варьируется. В качестве объекта исследований мы выбрали несколько групп студентов Северо-Западного института печати, который входит в состав Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна. Изучались две группы первого курса, будущие специалисты по рекламе, которые сдавали два реферата по дисциплине «Концепции современного естествознания» (52 человека). Также изучалась группа вечерников-экономистов второго курса специализации «Экономика», которая сдавала один реферат по курсу «Общая физика» и отчёты по лабораторным работам в физической лаборатории (35 человек). Изучалась также группа студентов заочников, которые обучались на специальности «Книгораспространение» и сдавали один реферат по курсу «Концепции современного естествознания» (13 человек). Наконец, нами изучалась также группа студентов-заочников третьего курса специальности «Технология печатных машин» (21 человек). В этой группе изучались только протоколы отчётов, выполненных в учебной физической лаборатории. Наши исследования были выполнены с февраля 2004 по февраль 2005 годов. Все студенты дневной формы обучения обучались на платной основе. За исключением 3-х человек все они имели домашние компьютеры или же имели доступ к ним по месту работы своих родственников. Студенты-заочники работали на предприятиях так или иначе связанных с компьютерным набором текстов. Поэтому затруднения с доступом к компьютерам имели только несколько человек, которые приезжали на заочную сессию из удалённых населённых пунктов. Практически все студенты изучавшихся групп имели возможность доступа к Интернету и освоили первоначальные навыки работы с ним. В то же время специализированные курсы по работе в сети и набору компьютерных текстов этим студентам ещё не были прочитаны. Только студентам первого курса специальности «Реклама» параллельно с нашими занятиями начал читаться курс основ компьютерной графики. Таким образом, нами фактически проверялся уровень знаний по информатике, который приобретался в школе и, главным образом, дома, а также по месту службы. Вне всякого сомнения, ситуация в других вузах, где специальности студентов не так тесно связаны с компьютерами, должна отличаться от того, что было получено в наших экспериментах. Основной целью наших исследований было изучение типовых навыков и типовых ошибок, которые допускают студенты при самостоятельном освоении компьютера и методов поиска информации в Интернете. При этом, естественно, учитывалось то обстоятельство, что все студенты были прекрасно осведомлены о том, что информатика как элемент таких дисциплин, как «Редактирование», «Предпечатная подготовка рукописи», «Компьютерный дизайн», «Реклама» и др., обязательно встретится в процессе их дальнейшего обучения. Наряду с изучением навыков и ошибок нами изучалась также частота выбора различных тем рефератов по курсу «Концепции современного естествознания». Студентам-дневникам был выдан список тем, из которых каждый из них выбрал по две, наиболее ему интересные. Строго говоря, при этом анализировались познавательные интересы обучаемых. Однако, как это бывает во многих педагогических исследованиях, статистика ответов отвечала и на дополнительные вопросы. Действительно, выбор темы был связан не только с интересом обучаемого к соответствующей проблеме, но и с доступностью необходимых материалов. Всего студентами дневной и заочной форм обучения было сдано 117 рефератов. Только 9 из них, то есть 5,3% от общего числа, были написаны от руки. В этих рефератах студенты в качестве первоисточников использовали книги, полученные ими в библиотеке. Остальные студенты, как выяснилось при детальном анализе, брали первоисточники из Интернета. В 35 рефератах по физике свыше 50 % студентов тоже использовали ресурсы Интернета. В остальных рефератах по физике источниками сведений служили известные учебники и, научно-популярная литература по предмету. Таким образом, на выбор темы влиял не только познавательный интерес, но также доступность и качество сетевых ресурсов. Как известно, в Интернете имеется большое количество адресов ресурсов с готовыми рефератами, решениями задач и подобными материалами. Авторы исследования случайным образом выбрали 7 наиболее известных адресов с такими материалами и выяснили, что по курсу «Концепции современного естествознания» готовых рефератов, а значит и доступных по цене материалов, практически не существует. Таким образом, частота выбора тем определяется только двумя факторами: познавательными интересами студентов и наличием в сети нужных ресурсов. Из 116 рефератов по курсу 16 рефератов (9,4% от общего числа) было посвящено строению солнечной системы или её возникновению, 11 рефератов (6,5 %) было посвящено эволюции звёзд. Два реферата были посвящены истории возникновения Земли. Из других тем наибольшим успехом пользовались темы «Ноосфера» (11 рефератов; 6,7 %) и «История календаря» (10 рефератов; 5,3 %). Нетрудно заметить, что эти темы связаны неким общим стержнем и им посвящено большое количество сетевых ресурсов. В сумме количество рефератов, темы которых были выбраны более, чем 7 студентами составляло несколько более 30 %. На выбор тем влияли и обстоятельства школьного обучения. Так теме «Эволюция животного мира» было посвящено 6 рефератов. Все авторы их в последующих беседах сказали, что на выбор ими темы повлияли хорошие учителя в школе. Изучая источники работ (адреса ресурсов Интернета) можно было легко убедиться, что разные студенты часто пользовались одними и теми же источниками. Так в теме, посвящённой истории планетных систем в 7 работах использовались одни и те же ресурсы. В теме «История календаря» один и тот же ресурс использовался 8 раз из 10. В 6 случаях это был единственный ресурс, использованный авторами рефератов. Объявление: Анализ оформления рефератов показал, что студенты умеют находить нужные им ресурсы, перепечатывать их и переносить в текст рисунки. Однако, с задачей переноса рисунка в другое место текста, изменения его масштаба или замены подрисуночной подписи они не справляются. С большим трудом они справляются как с текстологической, так и с технической задачами объединения в единый текст отрывков из нескольких ресурсов. Ряд студентов вклеивали в текст реферата отдельно перепечатанные или перерисованные от руки рисунки. В рефератах по физике ряд студентов использовал отсканированные тексты из различных учебников. При этом задача представления материала единым шрифтом или изменения номеров рисунков по сравнению с исходным текстом была для них абсолютна непосильна. Как известно, при выводе на печать сетевых материалов в верхней и в нижней частях страницы распечатываются адрес ресурса, его название и номер страницы. Есть простейшие приёмы удаления этих записей. Однако, студенты первого курса дневного отделения с этой задачей не справлялись, даже если на консультациях им в общих чертах говорилось о том, как это можно сделать. Поэтому в их рефератах чётко определялось то, откуда взяты ими материалы и, главное, какую часть работу они смогли выполнить самостоятельно. В то же время заочники третьего года обучения, имевшие большой опыт практической работы, с этой задачей удаления сведений о ресурсе в процессе распечатки справлялись без всяких затруднений. Эти студенты легко справлялись и с форматированием текста. В то же время для студентов-дневников первого года обучения эта задача чаще всего оказывалась непосильной. Для подавляющего большинства студентов трудной задачей был набор формул, использование букв и нестандартных знаков с помощью техники «Вставка > Символ», которой студенты пользоваться не умели. Лишь в 6 рефератах студентов дневной формы обучения нам удалось встретить хорошо набранные формулы. Как выяснилось при сдаче рефератов, эти формулы им набирали «знакомые». Примерно 30 % студентов не умели пользоваться техникой «Таблица», которая имеется в текстовом процессоре «Word». Ни один из студентов не умел пользоваться никакими другими методами генерирования текста, кроме использования «Word». По вполне понятным причинам, многие студенты набирали текст на домашнем компьютере и носили его распечатывать на работу или к знакомым. При этом они не понимали, как надо справиться с проблемами форматирования текста в тех случаях, когда версии текстового процессора в обоих компьютерах не совпадали. Все перечисленные ошибки указывают на те моменты, которым в первую очередь следует уделять внимание при обучении студентов в рамках обычного учебного процесса. Как уже сказано отчёты по лабораторным работам исследовались только у студентов вечерней и заочной форм обучения. Этот контингент имеет опыт работы с компьютерами в рабочих условиях. Так, среди студентов-вечерников около половины работают секретаршами, помощниками редакторов и даже выездными корреспондентами различных отраслевых изданий. Все они свободно умеют рисовать на компьютере сложные графики, строить таблицы и набирать формулы. Многие из них умеют вставлять в тексты отчётов рисунки из учебных пособий. В то же самое время они не умеют вставлять в формулы греческие буквы, плохо набирают знаки интеграла и другие относительно «сложные» по сравнению с их рабочим опытом выражения. Таким образом, можно сказать, что их знания информатики ограничиваются опытом повседневной работы. Из наших опросов следует, что наиболее удачно справляются с компьютерным оформлением отчётов, студенты, работающие бухгалтерами. Вероятно, это связано с широким использованием в их повседневной деятельности программы «Эксель», которая очень удобна при представлении отчёта по лабораторным работам в виде табличных данных. В то же время, ни один из обследованных нами студентов всех форм обучения не показал умения пользоваться калькуляторами. Многие студенты полагали, что калькулятор мобильного телефона позволит им справиться с любыми вычислительными задачами лабораторного практикума, что заведомо неверно. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что наш опыт, подкреплённый предыдущими годами наблюдений, говорит в пользу введения небольшого (2-3 занятия) практикума по проведению вычислений на калькуляторах и компьютерах. Особенно существенно также уделить внимание основам статистической обработки данных, используя, в частности, программу «Эксель» (1). Это особенно важно для студентов педагогических и экономических специальностей. Таким образом, наш опыт позволяет оценить возможности компьютерной подготовки студентов вне обычного учебного процесса. Мы полагаем, что этот опыт может быть использован при корректировке учебных программ. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|